Для юных музыкантов и художников Союзного государства прошли мастер-классы

В Москве завершились летние мастер-классы для учащихся специализированных учебных заведений Беларуси и России. Они проводились на базе Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, а также Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

Вот уже десять лет Постоянный Комитет Союзного государства совместно с Министерствами культуры России и Беларуси организует этот юношеский форум, девиз которого: "Союзное государство - молодым талантам XXI века". За это время через мастер-классы прошли около тысячи одаренных музыкантов и живописцев в возрасте 10-18 лет. На этот раз в Москву приехали около ста ребят из почти двух десятков российских и белорусских регионов. Все они лауреаты всевозможных конкурсов. С середины августа по несколько часов ежедневно занимались ребята с лучшими преподавателями двух ведущих российских вузов - Московской консерватории и Академии Сергея Андрияки. Выезжали на пленэры и экскурсии... И вот - подведение итогов.

В гости к юным музыкантам и художникам пожаловали Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в РФ Игорь Петришенко, замминистра культуры России Александр Журавский. Им предстояло оценить, насколько плодотворно поработали ребята эту неделю в Москве.

Вначале высоким гостям представили юных живописцев, чьи лучшие работы, созданные в эти дни под профессиональным оком московских наставников, образовали небольшой вернисаж в фойе концертного зала Центральной музыкальной школы. Это знакомство сопровождалось выступлением ансамбля виолончелистов под руководством заслуженного артиста России Кирилла Родина.

Судя по лицам, работы детей понравились. Пожелав им творческих успехов, гости направились в концертный зал, который уже был заполнен и замер в ожидании встречи с классикой.

Собравшихся коротко поприветствовал Григорий Рапота.

- К своему стыду я первый раз нахожусь в этих стенах, - сказал Григорий Алексеевич, - поэтому очень рад знакомству со старейшим музыкальным учебным заведением Москвы. Пусть это знакомство хоть и мимолетное, но меня оно впечатлило. Я также очень рад, что десять лет назад родилась эта идея мастер-классов для одаренных детей из регионов Союзного государства. Ребята, конечно, сами скажут, насколько эта неделя в Москве была для них плодотворна, но мне представляется, что для человека, посвятившего свою жизнь творческому служению людям, очень важна возможность чему-то поучиться у истинных профессионалов и получить их профессиональную оценку.

Эти слова Государственного секретаря попали в точку. Часом ранее обозреватель "СОЮЗа" беседовал с одним из участников мастер-классов, учащимся Лидского (Гродненская обл.) музыкального колледжа пианистом Генрихом Королем. Вот что он рассказал:

- Попал я сюда как победитель Международного музыкального конкурса, проходившего в Москве в декабре прошлого года. Здесь я ежедневно по три часа занимался с профессором консерватории Аркадием Гавриловичем Севидовым. Многому научился. Немаловажно, что занятия проходили в классах школы, которую окончили в разное время величайшие музыканты.

Не скрою, уровень преподавания здесь высочайший, да и конкуренция с музыкантами из других регионов была серьезная. Впрочем, нам это не помешало сдружиться...

Но вернемся в зал. Именно моему собеседнику Генриху Королю выпала честь открыть концерт участников мастер-классов. Он исполнил прелюдию соль минор Сергея Рахманинова.

Потом в зале звучали самые разные инструменты - валторны, скрипки, фаготы, флейты, виолончели... Любопытно, что большинство выступлений были не сольными, а ансамблевыми, что говорит о том, что всего за неделю юные музыканты не только получили наставления профессионалов, но и успели неплохо сыграться.

- В моем мастер-классе по фаготу в этот раз было семь музыкантов из разных уголков России, - рассказал нам народный артист РСФСР, профессор Московской консерватории им. П. И. Чайковского Валерий Попов. - К сожалению, Беларусь своих музыкантов по этому классу не прислала. Но могу с удовлетворением отметить, что некоторые из моих бывших учеников занимают достойное место в музыкальной жизни республики.

По словам Валерия Попова, ему очень нравится идея, заложенная в основе нынешних мастер-классов. Дело в том, что есть музыкальные специальности с переизбытком желающих их освоить, а есть с недостатком. Чтобы заманить юные дарования на эти непопулярные специальности, приходилось музыкантов стимулировать тем или иным способом. Собственно, в каком-то смысле Постоянный Комитет Союзного государства привлекает в мастер-классы молодых людей, желающих играть на фаготе.

- Но это не отменяет мастерства, - уверен Валерий Попов. - Ведь когда молодой человек приходит ко мне и начинает играть, мой первый вопрос к нему такой: о чем играешь? Когда есть мысль, значит, есть и интеллект, а интеллект прекрасно слышен в игре любого исполнителя.

...Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота вручил благодарственные адреса лучшим наставникам - заслуженным артистам России, преподавателям Московской консерватории имени П.И. Чайковского Александру Голышеву и Кириллу Родину.

Дословно

Валерий Попов, народный артист РСФСР, профессор, руководитель мастер-класса по фаготу:

- Когда молодой человек приходит ко мне и начинает играть, мой первый вопрос: о чем играешь? Когда есть мысль, значит, есть интеллект, а интеллект прекрасно слышен в игре любого исполнителя.

Блиц-интервью

После окончания церемонии закрытия мастер-классов Григорий Рапота ответил на вопросы журналистов.

Григорий Алексеевич, каковы ваши впечатления?

Григорий Рапота: Не отношу себя к тонким ценителям и критикам художественных жанров, но как обычный потребитель, человек, который любит музыку и живопись, могу сказать, что увиденное и услышанное здесь говорит о серьезном мастерстве. Даже если эти юные дарования не станут профессионалами, их талант останется с ними на всю жизнь и украсит ее.

Вы назвали сегодняшнее мероприятие знаковым. В чем знаковость?

Григорий Рапота: Мы стараемся расширять сферы контактов молодых людей наших двух государств. Не важно, учатся они или трудятся. Это один из сегментов нашей работы с молодежью в возрастной группе до 28 лет. Недавно мы провели конкурс молодых учителей литературы, а до этого учителей истории. Не первый год нами проводится состязание молодых писателей Беларуси и России - мастеров короткого рассказа... Мы это будем продолжать. Замечу, что многие молодые люди, прошедшие через наши мастер-классы, стали впоследствии известными музыкантами и художниками. И мы рады, что этот социальный лифт действует. Еще один из плюсов наших мероприятий в том, что во время мастер-классов завязываются тесные знакомства, перерастающие в дружбу на всю жизнь. И это тоже замечательно!

Будет ли практика мастер-классов продолжена?

Григорий Рапота: Продолжать будем обязательно. Усовершенствования мастер-классов зависят от пожеланий организаторов и учеников, которые мы, естественно, будем учитывать. Что-то ломать мы не собираемся. Схема, что принята, эффективна и пока себя оправдывает.