Новости

24.08.2016 21:20
Рубрика: Культура

Донцова, Чуковский и другие

Книжная палата представила рейтинг самых читаемых авторов
Российская книжная палата представила рейтинг самых популярных авторов. Чуть ранее Роспечать опубликовала ежегодный доклад о состоянии книжного рынка в России, в котором также есть сведения о том, кого читают больше всего. И в том и другом списках лидируют представители массовой литературы.
 Фото: Reuters Вопреки опасениям экспертов книгоиздание в России за последние полтора года улучшило свои показатели. Самое главное - интерес к чтению вернулся.  Фото: Reuters
Вопреки опасениям экспертов книгоиздание в России за последние полтора года улучшило свои показатели. Самое главное - интерес к чтению вернулся. Фото: Reuters

Массовая литература

Самым издаваемым автором художественной литературы в России уже много лет считается Дарья Донцова. Общий тираж ее книг, выпущенных в 2015 году, составил 1968 тыс. экз. Массовый автор - массовые тиражи. Такие тиражи книг Донцовой связаны с тем, что издательство за год издает сразу несколько романов писательницы. В первом полугодии 2016 года лидер снова Дарья Донцова. За шесть месяцев этого года изданы 74 ее книги, у Татьяны Устиновой - 41 книга, у Татьяны Поляковой - 40.

Среди детских авторов лидирует Корней Чуковский - издательства за первые месяцы этого года переиздали 76 книг этого автора, на втором месте расположилась Агния Барто (издано 47 книг) и великий датский сказочник Ганс Кристиан Андерсен (издано 24 книги). В прошлом году Чуковский также лидировал - в 2015 году было издано 2410,5 тыс. экземпляров его книг. Хотя в 2008-м и последующие годы лидером был современный детский поэт Владимир Степанов, который в 2015 году переместился на третье место.

Список бестселлеров 2015 года из доклада Роспечати выглядит несколько по-другому, хотя там тоже лидирует "легкая литература". На первом месте оказался Борис Акунин с детективной трилогией "Планета вода". Следующие места заняли: Татьяна Устинова "Чудны дела твои, Господи!", Александра Маринина "Казнь без злого умысла", Дмитрий Глуховский "Метро 2035" и другие. В детской литературе на первом месте самых покупаемых книг оказался "Букварь" Надежды Жуковой, второе место занял "Гарри Поттер и Философский камень" Джоан Роулинг, в десятку также попал Рэй Бредбери с "Вином из одуванчиков".

Цена не отталкивает

За последние два года цена книги выросла на 40%. По данным журнала "Книжная индустрия", в прошлом году в московских книжных тратили в среднем 812 рублей, а жители других городов еще меньше - 419 рублей. Но это не отталкивает читателей. Как говорят эксперты, интерес к книге растет, причем не обязательно к детективам. Самое главное, что интерес вырос к книгам нон-фикшн - "умной" литературе первого сорта.

"Интерес к чтению в последнее время повышается, причем не к попсе, а к серьезной литературе, - считает один из соучредителей книжного магазина "Фаланстер" Борис Куприянов. - Кризис рынок не разрушил, а помог ему. Книги - это то немногое, что может скрасить нашу повседневную жизнь относительно недорого. Сейчас читают больше, чем три года назад. Люди вернулись в библиотеки, чего никогда не было. Они берут книги из домашних библиотек, у друзей".

Инфографика РГ / Антон Переплетчиков / Наталья Соколова

Время на самообразование

О том, что читать стали больше, говорят и другие цифры доклада Роспечати. В 2015 году увеличилось количество выпущенных книг: в 2014-м вышло 14 874 наименования художественной литературы, а в 2015-м уже 16 303. В сегменте детской литературы также очевиден прирост: если 10 599 наименований в 2014 году, 10 825 - в 2015-м.

"Вопреки экономической ситуации по итогам 2015 года книжный рынок России продемонстрировал положительную динамику на уровне 2,14% в денежном отношении, - рассказал "РГ" президент издательской группы "Эксмо-АСТ" Олег Новиков. - Издательская группа "Эксмо-АСТ" по итогам 2015 года показала рост по всем направлениям. То есть мы можем говорить о среднем росте в 12-13% по сравнению с показателями 2014 года".

"Эксмо-АСТ" - крупнейший монополист на книжном рынке. Но неплохо шли дела и у издательств поменьше. "Мы прирастаем в среднем на 20% каждый год, - говорит генеральный директор издательства "Манн, Иванов и Фербер" Артем Степанов. - Мы работаем в четких тематических нишах - делаем книги по бизнесу, личностному развитию, детские. Они нацелены на развитие личности, поэтому в большей степени образовательные, чем развлекательные. А в сложных экономических условиях люди склонны тратить меньше денег на что-то необязательное, в том числе развлечения. На обязательное они либо увеличивают расходы, либо оставляют их на прежнем уровне. Обязательные траты в данном случае - дети, их образование, самообразование. Поэтому наши книги все равно покупают. К примеру, кто-то теряет работу, у него освобождается свободное время, которое он тратит на чтение для самообразования, чтобы в будущем претендовать на рабочее место с более высокой зарплатой".

Источник: Российская книжная палата