Новая методика расчета зарплаты - ее назвали клиентоориентированной, - уже принесла первые плоды: доходы трети ивановских главврачей уменьшились. О повышении качества обслуживания пока неизвестно.
- Говорить о том, сократилось ли количество жалоб, можно будет примерно через год. Судя по первой рассчитанной по-новому премии, выплаты получили только те, чьи больницы не вызвали нареканий. Другие, насколько мне известно, проводят серьезную корректировку своей работы, - рассказала "РГ" директор регионального департамента здравоохранения Светлана Романчук.
Новая система оплаты труда предусматривает прямую зависимость зарплаты медперсонала от качества работы. Штрафы от страховых компаний за некачественное медобслуживание "съедают" фонд заработной платы, а оклад руководителя со всеми его надбавками жестко привязан к средней зарплате по учреждению. Плюс - точнее минус - "жалобный вычет".
- Мы запустили и широко разрекламировали "горячую линию" и посадили на прием звонков вдумчивых специалистов из Центра медицины катастроф. Посадили врача анализировать претензии. К нам также стекаются жалобы на региональное здравоохранение со всех инстанций: от администрации президента до сайта департамента. В месяц получается порядка 200-250 обращений, я все их просматриваю сама, - продолжила Романчук. - Чаще всего жалуются на обеспечение лекарствами, но это не наша зона ответственности. Вторая тема - уже наша - бездушие медперсонала: регистратор не записал на прием без объяснения причины. Или, напротив, записал, а врач ушел в отпуск и пациента не предупредили. Или врач на приеме недостаточно подробно объяснил, как лечиться. Или просто не поговорил с пациентом... Жалоб на некачественную медпомощь мало и с каждым таким случаем мы разбираемся особо: собирается врачебная комиссия, и, если вина доктора подтвердится, его ждут серьезные последствия.
По мнению главы департамента, у любого главврача есть методы стимулировать своих сотрудников к хорошей работе: качественной, аккуратной и вежливой. В первую очередь, материальные.
- До прихода в департамент я 10 лет руководила областным кардиологическим диспансером. Там мы выстроили систему так, что зарплата всех сотрудников - от нянечки до главврача - зависела от общего результата, удовлетворенности наших пациентов. Потому что главный человек в медицине - больной. И жалоб на работу диспансера не было. А теперь мы ту же систему перенесли на всю область", - рассказала глава ивановского здравоохранения.
О запуске новой методики оплаты труда руководителей ивановских поликлиник и больниц предупредили заранее. Кто-то подготовился, другие опомнились, лишь когда лишились премии. Некоторые главврачи теперь просят Романчук направлять им жалобы, касающиеся их учреждений, - раньше они-де и не догадывались, что кто-то там хамит или недостаточно внимателен.
- За последнее время количество жалоб сократилось процентов на 10, - заметила глава департамента.
Схожая система заработала и в самом департаменте. Чиновник, на которого поступила обоснованная жалоба, получит минимально возможную зарплату.