25.08.2016 06:14
    Поделиться

    Что поможет решить экологические проблемы бухты Золотой Рог

    Почему не решаются застарелые экологические проблемы бухты Золотой Рог
    Золотой Рог - главная бухта столицы Приморья, неотъемлемая часть ее панорамного вида - уже много лет остается самым грязным местом в акватории залива Петра Великого. Недавно в очередной раз министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской поручил администрации Приморского края очистить бухту от плавающего мусора, а Росгидромету и Росводресурсам - провести комплексную оценку ее экологического состояния.

    Мусорят все

    Очередная оценка, наверное, не помешает, но что представляет собой экологическое состояние Золотого Рога, известно давно. Его дно стало хранилищем ядовитых веществ, оно усыпано металлоломом, бочками и покрышками. В бухту впадают две грязные речки, туда сливают неочищенные канализационные стоки и содержимое ливневой канализации.

    Один из серьезных факторов загрязнения - суда, которые ночами сбрасывают за борт льяльные воды, чтобы не платить за их сбор. Плюс ветрами наносится мусор с прибрежных территорий: пластиковые бутылки, коробки, пакеты.

    Можно не сомневаться, что уборку мусора администрация в соответствии с поручением министра организует. Тем более - накануне Восточного экономического форума, гости которого мимо Золотого Рога никак не проедут. Да это и самое легкое, что можно сделать для бухты. К слову, помог бы и запуск в полном объеме построенных еще несколько лет назад очистных сооружений, но от них к бухте до сих пор не подведены коммуникации. Проблема в другом: акватория относится к федеральной собственности. Если с элементарной уборкой мусора справляются службы торгового порта и специализированные суда Тихоокеанского флота, то биологическая и химическая очистка требует отдельных средств. Мэрия выделить их не имеет права.

    Помочь материально

    Найти деньги депутаты городской думы пытаются уже не первый год. Последний раз попытка принять обращение к президенту РФ была в июне текущего года. Она совпала с очередным разливом мазута в Золотом Роге, ущерб от которого прокуратура позже оценила в 25 миллионов рублей.

    - Предполагается, что если средства будут все же выделены, то появится возможность не только организовать очистку, но и дальше проводить экологические мероприятия по предотвращению загрязнения, - убеждал коллег депутат Юрий Леонтьев.

    Золотой Рог уже невозможно восстановить до первоначального состояния. К тому же нет структуры, которая бы постоянно контролировала состояние бухты

    Деньги у президента пытались попросить на создание госпредприятия, которое собирало бы с судов льяльные воды, очищало акватории от мазута и мусора, а затем перерабатывало последние. Однако решение об обращении дума не приняла.

    Пока придется обходиться собственными силами и средствами. Это следует из заданий, которые получили ведомства, причастные к контролю за состоянием акватории, после состоявшегося в конце июля совещания у главного федерального инспектора по Приморскому краю Вадима Здоренко. Капитан торгового порта должен усилить контроль за операциями с нефтепродуктами, администрации Владивостока и края - поставить уловители мусора на выходах сетей хозяйственно-бытовой, ливневой канализации, а военные моряки - ежедневно обходить бухту, выявлять нарушителей водопользования и сообщать в прокуратуру. Меры необходимые, логичные, но принципиально проблему не решающие.

    Нашли выход…

    Главный научный сотрудник лаборатории морской токсикологии Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН Владимир Раков полагает, что для защиты морских акваторий Приморья необходимо создание специализированного института экологических проблем.

    - Золотой Рог уже невозможно восстановить до первоначального состояния. Многие годы в него попадают загрязняющие вещества, и мониторинг показывает, что состояние бухты критическое. Структуры же, которая бы постоянно контролировала состояние Золотого Рога, нет, - говорит он.

    По его словам, комплексным решением застарелых экологических проблем серьезно в Приморском крае никто не занимается. Хотя разработки по биохимической очистке акваторий есть в том же ДВО РАН. Нужны только деньги…

    И вдруг краю неожиданно решил помочь Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды" (ФГУП "ВНИИ Экология"). На сайте госзакупок размещена заявка от имени этой дочерней структуры минприроды РФ на "Разработку программы по ликвидации накопленного экологического ущерба в бухте Золотой Рог" за 66,88 миллиона рублей. Источником финансирования выступает федеральный бюджет. Единственным участником госзакупки стало ЗАО "Экрос-Инжиниринг" из Санкт-Петербурга, возглавляемое Наилем Бульхиным. Разрабатывать программу оно будет с еще тремя фирмами-помощниками, одной из которых, тоже находящейся в Санкт-Петербурге, руководит Марьям Наильевна Ахунова.

    Действия, а не программа

    Совпадение отчества главы одной и имени главы другой компании в Приморье посчитали подозрительным.

    - Почти 67 миллионов только на проект?! Не совсем понятно, почему не говорится о предотвращении нового возможного загрязнения акватории, ведь эта проблема прямо вытекает из первой - ликвидации ущерба. Мы следим за ситуацией и будем добиваться, чтобы власти создавали систему постоянного мониторинга экологического состояния бухты Золотой Рог, ведь только так можно системно решить проблему. Если же тратить государственные средства по принципу "вдруг" или, так сказать, "вахтовым" методом, то все это будет напоминать процесс покраски травы перед визитом большого начальства, - замечает эксперт краевого отделения ОНФ Алексей Тимченко.

    Между тем Всемирная сеть помогла корреспонденту "РГ" разобраться, что ФГУП "ВНИИ Экология" не само проявило инициативу. Есть распоряжение правительства №2462-р от 4 декабря 2014 года, в котором содержится поручение институту разработать программу по ликвидации накопленного экологического ущерба в бухте Золотой Рог. И спустя два года ВНИИ решило его выполнить?

    Виктор Челомин, возглавляющий в Тихоокеанском океанологическом институте ДВО РАН лабораторию морской токсикологии, о разработке такой программы знает. Специалисты лаборатории даже посылали в институт свои предложения. "Но обратной связи нет, все как об стенку горох", - говорит Челомин.

    - Это очередной пример, когда от решения дальневосточных проблем отодвигают знающих и изучающих их местных экспертов. Нам не программа нужна, а уже действия. Думаю, если проект и появится, то будет лежать под сукном, - считает Владимир Раков.

    Поделиться