Три индустриальных парка - в Евпатории, Феодосии и Бахчисарае - должны ввести в эксплуатацию в 2019 году. Для того чтобы это произошло, в июле 2017 года нужно начинать их строить. Поэтому еще в 2014 году федеральная комиссия совместно с представителями крымских регионов изучила возможность размещения на полуострове промышленных парков, отобрав участки в Евпатории, Феодосии и Бахчисарае - в среднем по 100 гектаров, с возможностью дальнейшего расширения их площади. Минпромторговли РФ разработало концепцию парков в Крыму, в прошлом году были сформированы технические задания на проектно-изыскательские работы. И даже деньги на их проведение уже поступили в бюджет республики.
- Но приступить к работе не можем, потому что Бахчисарайский горсовет должен передать безвозмездно в государственную собственность земельный участок площадью 97,25 гектара, - рассказал замминистра экономического развития РК Максим Балахонов. - Это необходимо, потому что реализация проекта создания инфраструктуры индустриального парка будет вестись исключительно за счет средств федерального бюджета - ни копейки из местного или республиканского потрачено не будет. Принадлежать она будет республике, соответственно, находиться она должна на землях республиканской собственности.
Уже проведен конкурс и выбрана организация, которая спроектирует промышленные парки - ею стала "Бристоль-проект". После того как проекты будут готовы, их направят на экспертизу. Затем объявят конкурс для выбора подрядчика строительства. Завершить проектно-изыскательские работы необходимо до конца декабря.
- В Феодосии и Евпатории депутаты без промедления передали в республиканскую собственность землю для индустриальных парков, а в Бахчисарае не могут принять решение с мая, - продолжает Балахонов.
Конечно, депутаты Бахчисарая хотели бы увидеть в своем городе новый промышленный объект, поэтому не отказывают республике в передаче земли. Но и соответствующего решения не принимают, переживая, что, передав ее сейчас, не смогут влиять на деятельность промзоны.
- Мы за создание индустриального парка, но хотим влиять на его специализацию, - говорит депутат Бахчисарайского горсовета Юрий Гуляев. - Рядом с цементным заводом не должно быть такое же производство, так как оно потребует выделения санитарной зоны, а эта земля нужна для индивидуального жилищного строительства. К тому же 60 процентов горожан уже страдают от заболеваний щитовидной железы из-за производства. Если создать еще одно такое - люди не поймут власть.
Когда в 2014 году комиссия Минэкономразвития РФ занималась изучением площадок под индустриальные парки, речь действительно шла о том, что бахчисарайская площадка будет специализироваться на производстве стройматериалов, поскольку в городе уже есть действующее предприятие - "Бахчисарайская стройиндустрия".
- Рассматривались несколько видов специализации парка: производственно-складской комплекс для предприятий малого и среднего бизнеса, производство экологически чистых строительных материалов на местном сырье, поликарбоната, стройматериалов широкого спектра, а также машиностроение в области альтернативной энергетики и энергоснабжения, - говорит Максим Балахонов. - Выбор был обусловлен в первую очередь тем, что площадка индустриального парка находится вблизи цементного производства, имеющего санитарную зону в один километр. То есть круг потенциальных инвесторов это значительно сужает. На территории парка, в частности, планируется строительство автоклавного газобетонного завода мощностью 1000 кубометров в сутки. А также производство сухих строительных смесей, гипсокартонных плит и другой строительной продукции.
Потребность внутреннего рынка Крыма в стройматериалах очень высока, раньше их завозили с Украины. А учитывая планируемое широкомасштабное строительство инфраструктурных объектов на территории РК и Севастополя по ФЦП, продукция парка будет востребованной. К тому же одним из главных преимуществ Бахчисарая является выгодное положение: равная удаленность от Симферополя и Севастополя и достаточная близость к ЮБК.
- В бюджете РК заложены средства на то, чтобы актуализировать разработанную минпромторгом РФ концепцию создания индустриальных парков, - продолжает замминистра. - Мы готовы прислушаться к мнению всех заинтересованных сторон, более того - концепция пройдет через общественные слушания в Бахчисарае. Современные производства создаются с соблюдением более жестких экологических норм и требований, чем в СССР, когда строился цементный завод. У "Корпорации развития Крыма" есть уже предварительные заявки от потенциальных инвесторов. Но пока нет индустриального парка, вести предметный разговор с ними невозможно.
Тревогу депутатского корпуса понять можно, хотя бояться стоит другого - что участок заросшей земли останется пустым. Для Бахчисарая, в котором есть около десятка мелких производств, промпарк дал бы минимум 1500 новых рабочих мест и отчисления в бюджет НДФЛ и налога на землю. Если шанс будет упущен, то едва ли в обозримом будущем в муниципальном бюджете найдется миллиард рублей на реализацию проекта.
Минэкономразвития РК готовится к созданию производственной зоны в северном Крыму. Поскольку в ФЦП объект не попал, финансировать строительство будет республиканский бюджет. Ведутся переговоры с федеральными институтами развития, такими как "Внешэкономбанк" и "Фонд развития моногородов" и другими. Изначально планировалось, что северная промзона не будет индустриальным парком в классическом понимании (когда разные производства сконцентрированы на отдельной, вынесенной за город территории, с подведенными инженерными коммуникациями и транспортной инфраструктурой). Она расположится на имеющихся в регионе промплощадках - только в Красноперекопске их около девяти. Разместиться на нем смогут производства, продукция которых востребована большой химией Крыма. Сейчас химпром приобретает на материке большинство необходимых материалов, начиная от металла и заканчивая упаковочной тарой. Если их производство будет располагаться по соседству, предприятия переориентируются на него, сократив свои транспортные расходы и обеспечив стабильный спрос.
Справка "РГ"
Обычно созданием индустриальных парков занимается управляющая компания. Ее задача за свой счет или за заемные средства заказать сначала проектные работы, а затем построить инженерную инфраструктуру будущей промзоны. Но в Крыму ситуация иная - обустройство трех индустриальных парков будет вестись за счет федеральной целевой программы. Освоить заложенные на нее 3,9 миллиарда рублей можно только через механизм госконтрактов, заключать которые вправе органы исполнительной власти. Поэтому реализацией проектов строительства индустриальных парков занимается министерство экономического развития РК, выступающее главным распорядителем бюджетных средств и заказчиком. Техническим заказчиком стала созданная в начале года "Корпорация развития Крыма" - она будет взаимодействовать с проектными и строительными организациями, формируя технические задания на работы, то есть выступит техническим заказчиком. В дальнейшем она станет управляющей компанией и будет вести переговоры с потенциальными инвесторами, желающими разместить производство в индустриальном парке.