25.08.2016 19:32
    Поделиться

    Валентик: Шесть регионов оказались не готовы к пожароопасному сезону

    Дачники и фермеры в России будут на своих землях строить противопожарные барьеры.

    Об этом говорится в постановлении правительства, которое уже вступило в силу.

    Владельцы участков, расположенных на границе с лесом, уже следующей весной обязаны полностью очистить полосу шириной в 10 метров от сухой травы, валежника, мусора и горючих материалов. Либо отделить лес минерализованной полосой (вырубить деревья и кустарники) шириной полметра, либо соорудить другой противопожарный барьер. Делать это надо будет каждый год, как только весной сойдет снег. И поддерживать до тех пор, пока не начнутся интенсивные дожди осенью.Между тем, по данным Рослесхоза, в этом сезоне площадь пожаров в 1,5 раза меньше, чем в прошлом. С начала года она составила 1,4 миллиона гектаров. Несмотря на это, проблем хватает.

    46,4 процента площади России составляли леса на 1 января 2016 года

    Главной причиной лесных пожаров принято считать человеческий фактор. Весной нарушение правил безопасности населением традиционно на первом месте: в 2016 году 85-90 процентов пожаров возникло именно по этой причине.

    О том, какие еще меры планируют предпринять власти для защиты лесов и их восстановления, "Российской газете" рассказал руководитель Рослесхоза Иван Валентик.

    Иван Владимирович, а в чем особенность нынешнего "горящего" лета? Грозы?

    Иван Валентик: Да, в июне от гроз возникло более 39 процентов пожаров. В июле уже 62, а в первой декаде августа - 52,6 процента. И все равно человеческий фактор на первом месте. Но в этом году он больше с уклоном в административный. Это низкое качество работы региональных властей.

    Шесть регионов оказались вообще не готовы к пожароопасному сезону. Материалы об этом направлены в Генеральную прокуратуру. Более того, мы обнаружили, что регионы работы по противопожарному обустройству лесов выполняют не до начала сезона, а во время него или даже после его окончания. Например, на сегодня просеки прочищены только на 60 процентов.

    Все это приводит к многократному увеличению площадей лесных пожаров и, как следствие, затрат на их тушение. Последние три года, включая 2016-й, расходы регионов превышают плановые более чем втрое - свыше 2,5 миллиарда рублей ежегодно.

    Тушение в режиме эконом

    А что с техникой, людьми? Их-то хватает?

    Иван Валентик: А это звенья одной цепи. Власти регионов должны оперативно вводить режим ЧС на региональном уровне и привлекать силы и средства системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - в первую очередь, людей и технику арендаторов лесных участков, региональных сил МЧС, аварийно-восстановительных и коммунальных служб.

    Всем им необходимо заплатить - компенсировать затраты на топливо, на эксплуатацию техники, на зарплату работникам. Кроме того, люди и техника отвлекаются от основной деятельности, организации в результате несут убытки.

    А регионы им заплатить не могут, поскольку из-за неоперативности пожар не потушили, пока он был маленький, а тушили, когда он стал крупным, затраты превысили нормативные, а выделенные средства уже закончились. В результате тот же арендатор лесного участка потерял время, понес затраты, которые ему не компенсируют, пока власти региона не "выбьют" в Москве дополнительное финансирование. Это долго и арендатору-частнику совсем не интересно. На следующий год он будет всеми силами стараться уклониться от участия в тушении пожаров вне своего участка.

    Каков же ущерб от лесных пожаров в этом году? Общественные организации и различные ведомства называют очень большие цифры.

    Иван Валентик: Я бы не стал пока подсчитывать ущерб, об этом говорить преждевременно.

    Осенью мы проведем обследования на пройденных огнем площадях, которые позволят оценить процент погибших деревьев. Обычно это не более четверти от общей площади, пройденной огнем. Затем можно будет оценить и экономический ущерб.

    Кроме того, есть еще один немаловажный аспект - леса, которые находятся в удаленной труднодоступной зоне. А ведь именно на таких территориях и регистрируются наиболее масштабные пожары - и масштабные они именно потому, что там нет ни дорог, ни населения. К этой категории у нас относятся северные территории Дальнего Востока и Сибири, например, большая часть Якутии, север Хабаровского края, Магаданская область, Чукотский автономный округ, север Иркутской области, почти весь Красноярский край, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

    Стоимость тушения в таких районах превышает возможности нашего бюджета в разы и десятки раз, когда каждый литр воды мы вынуждены доставлять вертолетом. А лесозаготовка здесь не предполагается в ближайшие 50-100 лет, потому что она нуждается в удобной транспортной инфраструктуре, чтобы быстро, удобно и дешево вывозить лес, иначе эта древесина будет просто "золотой".

    Требования будут жестче

    К началу 2017 года вы ожидаете принятия поправок в Лесной кодекс. Какие новации ждут лесное хозяйство?

    Иван Валентик: Эти поправки необходимы для начала реализации Национального плана по сохранению и повышению лесистости территории Российской Федерации.

    С вступлением в силу этого федерального закона появятся новые возможности для внебюджетного финансирования лесных полномочий у регионов. Рассматривается возможность введения системы компенсации затрат арендатора на создание лесосеменных плантаций и лесокультурных питомников.

    Таким образом, в лесное хозяйство будут внедряться инновационные технологии, обеспечивающие гарантированное качественное восстановление леса, прежде всего за счет использования посадочного материала с закрытой корневой системой.

    Законопроектом предложено обязать региональные власти не реже одного раза в полугодие размещать в Интернете аналитическую информацию о площадях, на которых возможно лесовосстановление или лесоразведение, и площадях, на которых оно планируется и выполнено.

    Законопроект содержит подходы и к защитному лесоразведению, и к сохранению городских лесов, и к монетизации обязанностей арендаторов по принципу экологического сбора, в том числе, когда можно заменить выполнение работ уплатой денег квалифицированному подрядчику. Устанавливаются более жесткие квалификационные требования к самим арендаторам, чтобы они не могли, например, вырубить больше, чем они восстанавливают. Принцип достаточно жесткий, но его нужно применять.

    Посадки по плану

    А что представляет собой сам национальный план? Его главные задачи?

    Иван Валентик: Он предусматривает решение четырех основных проблем. Во-первых, увеличить объемы и качество работ по воспроизводству лесов. Во-вторых, улучшить состояние лесных насаждений, прилегающих к населенным пунктам, таких как городские леса, зеленые и лесопарковые зоны.

    В-третьих, повысить защищенность населения и объектов экономики в контексте деградации ранее созданных защитных лесных насаждений, промышленного освоения лесов и глобального изменения климата. В-четвертых, решить проблему неиспользуемых земель (они достигли значительных площадей), зарастающих лесной растительностью и не обеспеченных уходом, что приводит к снижению их экономической ценности и созданию дополнительных рисков пожарной опасности.

    Понимаете, лесопромышленный сектор последние три года стабильно увеличивает объемы заготовки древесины. При этом темпы увеличения объемов воспроизводства лесов отстают от динамики заготовки древесины. В России ежегодно сплошные рубки проводятся на площади около миллиона га, 80 процентов из них на арендованных лесных участках. И ежегодно фиксируется нарушение технологии воспроизводства лесов на трети арендных площадей. Это первая причина снижения, как говорят специалисты, лесистости. А вторая - невозвратные потери на участках лесов, пострадавших от чрезвычайных ситуаций. В 2011-2013 годах принимались специальные меры в отношении лесов Европейской части, в 2015 году серьезно пострадали леса Байкальского региона.

    Стимул для арендатора

    Как предлагаете бороться со всем этим?

    Иван Валентик: Предлагаем обязать заниматься воспроизводством лесов всех арендаторов лесных участков, осуществляющих рубку, независимо от ее целевого назначения, а не только при заготовке древесины.

    Кроме того, предлагаем запретить рубку для заготовки древесины при отсутствии возможности провести лесовосстановительные мероприятия. Для этого будут установлены квалификационные требования к арендаторам лесных участков при принятии решения о самостоятельном выполнении мероприятий по воспроизводству лесов. Будет учитываться наличие специалистов, технических средств, материальных ресурсов.

    Предусмотрено и создание экономических стимулов для арендаторов лесных участков по качественному выполнению работ по лесовосстановлению, в том числе скидки по арендной плате по факту выполнения искусственного восстановления - создания лесных культур.

    Предполагается субсидировать за счет региональных и федерального бюджетов часть затрат арендаторов на создание современных инфраструктурных объектов. Речь о лесосеменных центрах и тепличных хозяйствах.

    Национальный план предполагает ужесточение санкций (неустоек) за неисполнение арендаторами лесных участков обязательств по воспроизводству лесов и направление взысканных средств на цели воспроизводства лесов в бюджет регионов. Они должны будут выполнять мероприятия по воспроизводству лесов на участках, где эти работы не выполнены арендаторами, и на участках, не предоставленных в аренду.

    Планом предусмотрено усиление системы государственного мониторинга воспроизводства лесов за счет внедрения технологий дистанционного зондирования земной поверхности на базе отечественной группировки искусственных спутников.

    Также предусмотрено адресное финансирование работ по реконструкции государственных защитных лесных полос в степных и лесостепных районах, созданных в рамках "Сталинского плана преобразования природы", создание и реконструкция защитных лесных насаждений с формированием защитных ландшафтов. Отдельной строкой в Национальном плане указано восстановление лесов Байкальского региона, погибших от лесных пожаров.

    Значительные площади неиспользуемых земель, в первую очередь сельскохозяйственного назначения, зарастают лесом и не обеспечены уходом, что приводит к снижению их экономической ценности и создает дополнительные риски пожарной опасности. Площадь таких земель оценивается в 40-60 миллионов га. Для решения этой проблемы предлагается организация экологически, социально и экономически обоснованного лесного хозяйства на неиспользуемых землях.

    Ключевой вопрос

    Кругляк вышел из тени

    Одной из причин сокращения российских лесов стали и незаконные рубки. Позволила ли ЕГАИС учета древесины, заработавшая в этом году, бороться с ними, выявлять схемы продажи "серого" леса? По прогнозу, она должна была сократить нелегальный оборот примерно наполовину за 5-6 лет.

    Валентик: Внедрение ЕГАИС учета древесины оправдало наши ожидания. Снижение объема незаконных рубок, в том числе на Дальнем Востоке, обусловлено в том числе и ЕГАИС. Сыграло свою роль ужесточение контроля в целом, и на уровне округа, и на федеральном уровне, и снижение спроса на сырой лес-кругляк на международных рынках.

    Сейчас ЕГАИС учета древесины используется очень активно. Прямо сейчас, в эту секунду, в ЕГАИС работают около 500 пользователей - предприниматели, лесные чиновники из регионов, инспектора, таможенники. Каждый день мы видим более тысячи новых сделок с древесиной и отчетов по ранее представленным сделкам.

    Говорят, в ближайшее время ЕГАИС ждет модернизация.

    Валентик: Да, система должна привязываться не к лесной декларации или договорам купли-продажи, а к отчетам об использовании лесов, к фактически заготовленному сортименту.

    Тогда арендатор сможет продать только то, что он срубил, что у него учтено и в фактическом сортименте внесено в систему - система просто не позволит ему продать больше, чем разрешено. Предстоит также внедрение поштучной маркировки древесины радиочастотными метками - сейчас это реализуется для древесины ценных пород, таких как дуб, ясень, бук.

    Благодаря ЕГАИС незаконный оборот древесины из сектора кругляка смещается в сектор продукции первичного лесопиления, пиломатериалов естественной влажности. "Серый рынок" работает сейчас в секторе заготовки древесины индивидуальными предпринимателями и первичной переработки местными пилорамами. Именно на этом этапе происходит легализация незаконно вырубленной древесины, на переходе из одного вида продукции в другой, и здесь надо ужесточать контроль.

    Сейчас прорабатывается вопрос включения в ЕГАИС продукции первичного лесопиления, общий перечень продукции достигнет 100 наименований. Это позволит отслеживать всю цепочку купли-продажи древесины и, контролируя объемы и породный состав, выявлять нарушения, выявлять недобросовестных участников рынка. За несвоевременную или недостоверную подачу данных и несвоевременное оформление документации лесозаготовителей уже начали наказывать.

    Поделиться