На фестиваль "Табуретка" в Мончегорске пригласили поэтов-саамов

Если вы путешествуете по России и проснулись в отеле от загадочных трелей за стеной, то скорее всего вы в северном городе Мончегорске, а ваши соседи - саамские поэты. Почему я практически в этом не сомневаюсь? Все просто - на днях в Мончегорске прошел Первый международный поэтический фестиваль "Табуретка".

Название, конечно, не самое поэтичное, но! Табуретка - своеобразный символ, сцена, с которой начинается творческая карьера. Вы же помните, как в детстве родители ставили вас на нее и просили прочитать стихотворение? Именно в Мончегорске теперь можно читать стихи с этой "мебели" уже в сознательном возрасте и публично. Огромная табуретка, установленная здесь в парке в рамках проекта "Литературный след" в 2015 году, с ножками, напоминающими греческие колонны, - поэтическое сердце города, место встречи всех поэтов.

Проект был придуман Мариной Смирновой, президентом фонда "Живая классика" и поддержан "Норильским никелем". Хрупкая Марина не дает россиянам в малых городах забывать о литературе, придумывая новые книжные проекты. Вот и фестиваль она открывает, взбираясь в красивом платье и на шпильках на Табуретку по шаткой лестнице, раскачивающейся от совсем не по летнему ледяного ветра. Мы замираем от страха. А Марина уже машет рукой и объявляет фестиваль открытым.

В последние дни лета самое пристальное внимание на фестивале было приковано к саамам - коренным народам северной Европы, проживающим в Финляндии, Норвегии, Швеции и в России, на Кольском полуострове. Можно сказать, объединивших четыре страны. В России численность этого народа сейчас составляет около двух тысяч человек.

Это высокая поэзия о том, как домохозяйка готовит колбасу из оленины и обращается к Богу, чтобы берег оленей

В Мончегорск примчались саамские женщины: Инга Равна Эйра и Анна Карэн Бульйо. Их поэзия - звучит. Свои йойки, национальное песнопение, уникальный жанр поэзии саамов, они посвящают семье, природе, домашним животным. Стихи Бульйо мелодичны и светлы, а Инга умеет нешуточно ворожить словом. Некоторые ее стихи настолько эмоциональны, что не нуждаются в переводе с саамского, другие - практически заклинания. Перевод у неподготовленного слушателя может вызвать недоумение: как это высокая поэзия может говорить о  том, как домохозяйка готовит колбасу из оленины и, начиная оленью кишку потрохами, обращается к богу, чтобы всевышний не дал исчезнуть оленю, ведь для саамов это животное и еда, и одежда, и транспорт…

"Тирв-тирв-тирв", - раздается какой-то щебет во время нашего общения со скандинавскими гостями. Оказывается, это к нам спешат саамки из России, приехавшие с Ловозера и таким образом приветствующие своих коллег. Понимают ли наши саамы норвежских? Отчасти, в этих языках есть некоторые похожие слова. Вообще приступать к изучению саамского можно с расшифровки названия города Мончегорск, который переводится как красивая тундра.

Но не одними саамами был славен фестиваль. Мурманская область расположена на Балтийском кристаллическом щите. Это поистине минералогическая сокровищница, не имеющая себе равных по разнообразию минералов и полезных ископаемых. И одна треть от всех известных на Земле открыта именно здесь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в лесу Мончегорска можно было наткнуться на магические литературные камни, в которых были замурованы выброшенные книги. Но, как говорится, доброе слово и кошке приятно: если прикоснутся к самому большому камешку, от человеческого тепла книги оживали и звучала самая настоящая поэзия: строчки из стихов Ахматовой, Бродского, Гумилева… Неподалеку специальная компьютерная программа  случайным образом генерировала новые поэтические строки. В специальном шатре была представлена инсталляция "Кочевая поэзия", где кружила интерактивная фотопанорама Мончегорска и каждый мог, прикоснувшись к  любой ее детали, узнать, как это звучит на языке кочевого народа - саамов. Актер Михаил Полицеймако читал собравшимся стихи Высоцкого, Башлачева, отрывок из "Бориса Годунова". Местные поэты тоже подходили к микрофону, потом исчезали, чтобы через некоторые время вернуться снова… Про одного поэта в Мончегорске даже существует байка, что он работает таксистом и всем пассажирам читает свои стихи…

Мончегорск, город металлургов, не чужд поэзии, а даже, возможно, открыт больше, чем другие северные города. Несмотря на осенний холод, теплая, домашняя атмосфера фестиваля быстро отогрела всех продрогших. Потому что мы с севера, что ли. Что луна тут огромней в сто раз. Да и табуретка тут была - гигантская. Она напоминала детство, а в детстве ничего не страшно - так что все тут смело читали свои стихи.