На сегодняшний день в России разработана Стратегия развития промышленности на 2016 - 2020 годы, решена важнейшая задача создания системы национальной экспертизы проектов и, как результат, уже одобрены первые 74 проекта на общую сумму 24,6 млрд рублей. Они дают прямой экономический эффект - создается 10,5 тысячи новых высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест, только до 2020 года выручка по проектам составит 600 млрд рублей, а государство получит налогов не менее 50 млрд рублей; сверх того привлеченные частные инвестиции составляют 153 млрд рублей, то есть на каждый кредитный рубль из бюджета приходится 6 рублей частных инвестиций.
Несмотря на экономические трудности, с которыми столкнулись в последние годы крупные частные компании, многие из них активно работают над технологическим обновлением, инвестируя не только непосредственно в технологические инновации, но также в научные исследования, разработки и подготовку кадров. Опорой для ускоренного развития сектора высокотехнологичных обрабатывающих производств также является оборонно-промышленный комплекс, получивший в последние годы новый импульс к развитию за счет масштабных государственных инвестиций, продемонстрировавший высокий технологический уровень и доказавший конкурентоспособность продукции на зарубежных рынках. В непростых экономических условиях промышленное производство должно стать ключевым звеном избавления России от сырьевой зависимости.
Для этого необходимо существенное повышение инвестиционной привлекательности отечественной промышленности. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.
Во-первых, в 2016 году по указанию президента Владимира Путина Фонд развития промышленности докапитализирован на 20 млрд рублей.
Во-вторых, созданный по инициативе Дмитрия Медведева Российский фонд прямых инвестиций на каждый рубль собственных средств привлекает 10 рублей иностранных инвесторов. Уже сегодня в российскую экономику фондом привлечено 27 млрд долларов. Это средства ведущих суверенных и инвестиционных фондов, стратегических инвесторов мирового уровня. В дальнейшем нам необходимо, с одной стороны, усиливать конкурентные позиции российской промышленности на наиболее перспективных зарубежных рынках. А с другой стороны, обеспечивать лидирующие международные позиции нашей страны по размещению производственных подразделений ведущих глобальных промышленных компаний.
При этом надо увеличить долю высокотехнологичного производства, которое опережало бы глобальные тренды, обеспечить ускоренное распространение новых форм организации промышленности: центров инжиниринга и промышленного дизайна, других сервисных организаций.
Более того, нам нужно диверсифицировать экономику моногородов и выстроить вокруг градообразующих предприятий сеть поставщиков из малых компаний в целях повышения гибкости и снижения расходов крупного бизнеса.
Наконец, необходимо тиражировать успешную практику привлечения инвестиций, наработанную в таких регионах-лидерах, как Калужская и Липецкая области, Республика Татарстан, которые реализовали масштабные программы развития промышленности прежде всего с привлечением иностранных технологических инвесторов.
Все это позволит нам создать конкурентоспособную промышленность, отвечающую вызовам и условиям XXI века.