Вступительная 45-минутная речь Руссефф началась с заявления о том, что она "пришла в Сенат специально для того, чтобы посмотреть в глаза тем, кто будет ее судить". "Скоро меня в очередной раз в жизни подвергнут суду. И поскольку моя совесть в отношении всего, что было мной сделано, абсолютно чиста, я решила лично предстать перед теми, кто меня будет судить", - подчеркнула президент. Далее Дилма изложила основные пункты своей защиты, поочередно отвергнув все сделанные ей обвинения в нарушении финансового законодательства страны.
Руссефф отметила, что "никогда бы не совершила действий, противоречащих ее убеждениям и нарушающих права тех, кто отдал за нее голоса на президентских выборах". А в случае, если Сенат проголосует за ее окончательное отстранение, осудив таким образом невиновного человека, то в стране фактически состоится "парламентский государственный переворот".
В очередь задать вопрос президенту записались не все сенаторы. Те, кто изначально выступал за отставку Дилмы, заключили соглашение и оставили слово лишь за самыми знаковыми фигурами. Сделано это было ради ускорения всей процедуры импичмента, в том числе для того, чтобы завершить ее до конца августа. Это позволило бы Мишелю Темеру, временно исполняющему обязанности президента, в начале сентября отправиться в турне в китайский город Гуанчжоу на саммит G-20 уже в качестве полноценного главы государства. Кстати говоря, сам Темер в ходе короткой пресс-конференции в президентском дворце, отвечая на вопрос журналистов о том, следит ли он за выступлением Руссефф, с улыбкой отметил, что не отслеживает ход заседания в Сенате, поскольку "заработался, да и желания смотреть у него не было".
Из 81 сенаторов задать вопрос президенту записались всего 51, большая часть из которых представители "Партии трудящихся" и других движений "левого" толка, представленных в верхней палате парламента. Каждому сенатору отводилось всего пять минут на выступление, в то время как время президента на ответ не было ограничено вовсе. Примечательно, что из сенаторов - противников Руссефф, редко кто задавал вопросы по существу предъявленных ей обвинений напрямую. Как правило, их выступления сводились к неким политическим заявлениям о ситуации в стране, общий смысл которых сводился к тому, что якобы именно политика Дилмы и правительства "Партии трудящихся" "довели страну" до ее нынешнего состояния политического и экономического кризиса.
Защитники президента, в свою очередь, скрупулезно разбирали все плюсы и достижения ее правительства. Сама Дилма Руссефф, несмотря на то, что практически потеряла голос через десять часов слушаний, продолжала четко и уверенно отвечать на поставленные вопросы, раскладывая по полочкам все обвинения и детально объясняя все шаги ее правительства. Из ее уст прозвучали и конкретные предложения по выходу из кризиса. В частности, для разрешения политического тупика, в который зашла страна, Руссефф пообещала, что в случае возвращения на своей пост, она направит в парламент предложение о внесении изменений в конституцию для проведения досрочных президентских выборов.
Характеризуя сделанные Руссефф заявления, и то, как она их артикулировала, можно сказать, что Дилма сдержала данное ранее обещание бороться до конца. Примечательно, что ближе к полуночи, председатель Верховного суда Бразилии Рикарду Левандовски, возглавлявший заседание, несколько раз предлагал сделать паузу, на что всегда получал от Руссефф отказ. В итоге, чтобы как-то бороться со сном и усталостью собравшихся, он попросил технических сотрудников задействовать дополнительные кондиционеры и понизить температуру в зале.
Итоговое голосование, которое поставит точку в длящемся уже более полугода процессе импичмента, должно состоятся либо вечером 30-го, либо утром 31 августа. Для того, чтобы Руссефф осталась у власти необходимо, чтобы число голосов "за" импичмент не превысило 53. Но даже по заявлениям приближенных к Руссефф, шансов на такой положительный исход катастрофически мало.