30.08.2016 18:05
    Поделиться

    Почему петербургские учителя со стажем идут в репетиторы

    В преддверии нового учебного года в Петербурге официально обнародовали средний заработок педагогов - он составляет 46 339 рублей. Но если работать на одну ставку, а это 18 часов, то зарплата со всеми надбавками составит порядка 25 тысяч.

    Заработок и приработок

    Не потому ли учителя среднего поколения, выработав необходимый для пенсии стаж, в 45-47 лет уходят из школы в репетиторы? Не повсеместно, конечно. Но тревожная тенденция "вымывания" из школ высококвалифицированных предметников налицо. И о ней говорили на августовских педсоветах.

    По-человечески учителей, отдавших свой долг школе, понять можно: в репетиторстве и нагрузка меньше, и заработать можно гораздо больше. Марина Сергеева (фамилия изменена) преподает историю и обществознание 13 лет. Последние восемь лет - вне школы. Ее специализация - подготовка к ЕГЭ. А поскольку результаты экзамена по обществознанию требуются сегодня на многих престижных специальностях (экономика, юриспруденция, социология), то отбоя от клиентуры у Марины нет.

    Она отвечает за результат: тщательно мониторит все изменения в контрольно-измерительных материалах, вместе со своими учениками подает, если что не так, на апелляции, ходит с каждым выяснять причины... Короче, 80-90 баллов по ЕГЭ - ее обычная "норма".

    - Однажды один из моих ребят набрал 67 баллов. Для меня это был шок: думаю, провалилась! Но сам парень и его родители остались вполне довольны: оказалось, в школе это был лучший результат.

    Впечатляют и репетиторские заработки. В "урожайные" месяцы (а такими у Марины бывает обычно второе полугодие учебного года, с февраля по май) она зарабатывает до 200 тысяч в месяц.

    - Правда, пахать приходится без выходных, - признается репетитор. - Я обычно беру группы по 3-4 человека, ребята приходят ко мне на дом. Цена одного занятия, то есть академической пары, полторы тысячи. Для качественной подготовки ученику требуются два занятия в неделю.

    Со школьными педагогами своих учеников Марина, как правило, не пересекается. Впрочем, бывают случаи, когда школьные учителя настоятельно рекомендуют ее родителям учеников: "сарафанное радио" уже успело сформировать репутацию.

    И хотя обходятся ее услуги недешево, поток желающих не иссякает.

    - Записываться начинают еще летом, - признается Марина. - Но летом я принципиально не работаю: восстанавливаю силы. Сентябрь-октябрь - месяцы, которые уходят на "раскачку": ученики есть, но их немного. Зарабатываю от 30 до 60 тысяч в месяц. А главная "вахта" - весной.

    И все равно ее годовой доход как минимум в три раза превосходит годовой доход школьного учителя.

    Для чего учим?

    30-летняя Анна Земцова окончила университет имени Герцена по специальности "образование лиц с нарушением слуха". В соответствии с записью в дипломе работала очень недолго. А репетиторством по английскому языку занимается со студенческой скамьи. Сначала - подрабатывая на карманные расходы.

    - Это нормальная практика: во все времена (почитайте классику!) студенты "бегали по урокам". Я поначалу брала копейки - 300 рублей за урок. Подтягивала шестиклассников: среднее звено - самый уязвимый для иностранного языка возраст. Иногда у ребенка с самого начала что-то не заладилось, иногда - класс очень неровный, кто-то с детского сада язык учит, а кто-то только в 11 лет латиницу увидел... Я по себе это знаю: сама в школе двоечницей по языку была...

    По словам Анны, успешную карьеру в репетиторстве ей помог сделать собственный опыт. Репетитора, чтобы подтянуть язык, ей, еще школьнице, наняла мама. Потом выяснилось, что у девочки способности к языкам, и Анну репетитор готовил к поступлению на иняз. Жизненные планы переменились, но в студенчестве она отдельно занималась с педагогом, так как выяснилось, что английский у нее на порядок лучше, чем у одногруппников. А потом, планируя поехать на учебу за границу, Анна сдавала многочисленные тестовые экзамены: сейчас в ее активе IELTS и FCE.

    - Было даже такое, - смеется Анна, - я сама ходила на занятия к репетитору, который готовит на сдачу экзамена IELTS, а параллельно, зарабатывая на эти уроки, репетировала школьников.

    Начинала Анна, как и многие, - с регистрации на одном из сайтов, который сводит учеников и учителей. Но видно, личный опыт "репетируемого существа" очень быстро помог обрести и хорошую форму, и популярность.

    - Английским нельзя заниматься вообще, - говорит Анна. - Надо всегда четко понимать: что именно ученик хочет от тебя взять. Либо - свободно общаться с носителями языка, либо - заниматься переводами, либо - ликвидировать пробелы за какой-то класс.

    Сейчас Анна не представляет себя в другой сфере занятости. В репетиторстве она, как и многие другие, ценит: а) свободное лето; б) гибкий график; в) уровень дохода.

    - Когда я беру по 800 рублей за урок и занимаюсь (исключительно индивидуально) всего пару часов вечерами, я спокойно могу заработать 30 тысяч в месяц. И это - без тетрадей, без классного руководства, без многочисленных отчетов и прочих бумаг. Пока у меня маленький ребенок - так и буду трудиться. Ну, а при хорошей нагрузке, когда устрою малыша в детсад, и 80-100 тысяч будет у меня, как и раньше, норма.

    О пенсии или больничным репетиторы стараются не думать. Или отделываются общими фразами: все равно, мол, на пенсию прожить нельзя. А потому - будем вкладывать в недвижимость или какие-то другие инвестиции.

    Ну, а специалисты сферы образования принимают феномен репетиторства как неизбежную составляющую педагогический отрасли.

    Костыли для школы

    Многие школьные учителя испытывают к репетиторам даже что-то вроде благодарности: ведь те помогают улучшить оценочные показатели, ликвидировать пробелы в знаниях не самых сильных учащихся - до чего у школьного педагога, перегруженного бумажной работой, зачастую просто не доходят руки. А конечный результат сказывается благотворно и на их заработке.

    И еще одну интересную особенность современного репетиторства подмечают учителя. Если раньше родители, нацеленные на непременное поступление их чада в вуз, искали репетиторов преимущественно из числа вузовских преподавателей, то сейчас главное требование - учитель, знающий все тонкости ЕГЭ.

    Причина - банальный экономический расчет. Родители рассуждают так:

    - Лучше я заплачу 150 тысяч репетитору за подготовку в 11 классе к ЕГЭ, чтобы попасть на "бюджет", чем буду платить 250 тысяч в год за обучение на коммерческой основе в университете.

    Примечательно, что в Интернете сейчас появились специализированные сайты, которые обещают гарантированное "натаскивание на ЕГЭ" по всем предметам. Так сказать, приглашают старшеклассников, по существу, во вторую, параллельную первой, школу.

    И все равно репетиторство школу не заменит. Хотя бы потому, что у них разные задачи. Школа выпускает зрелого человека - со всеми базовыми знаниями и умением ориентироваться в социуме, в том числе и информационном. У репетитора задача иная: отшлифовать компетенции школьника под нужный формат. А потому их, вероятно, лучше не противопоставлять друг другу, а помирить, легализируя репетиторство как "вспомогательное средство" для школы.

    Значит, подходить к нему надо с рыночными мерками?

    - Не согласен, - говорит Сергей Веснов, председатель Ассоциации малого и среднего бизнеса. - Это - не бизнес, а самозанятость. Так репетиторство и нужно расценивать. Бизнесом на рынке образовательных услуг скорее заняты те, кто выполняет функции посредников, вот их и следует выводить из тени в первую очередь.

    Кстати

    По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка, в сфере образования Санкт-Петербурга, в том числе репетиторства, занято порядка 1700 индивидуальных предпринимателей. С введением с 2014 года патентной системы налогообложения репетиторство, как и многие другие виды деятельности, стало выходить из тени. Так, за шесть месяцев 2016 года 167 репетиторов получили патент стоимостью 3250 рублей в месяц, что составляет порядка восьми процентов от количества всех выданных патентов в городе. Отмечается положительная динамика выдачи патентов: если в 2014 году было выдано всего 68, то за 2015 год - уже 134 патента.

    Прямая речь

    Елена Шарая, начальник сектора итоговой аттестации обучающихся Комитета по образованию Ленинградской области:

    - На августовском педсовете присутствующих попросили в режиме онлайн-голосования ответить на вопрос, что в первую очередь способно обеспечить качественное образование: сильная школа, хороший репетитор или строгий контроль родителей. Более 66 процентов собрала школа. Репетиторство набрало около 4 процентов.

    Да, школа стремится достичь индивидуального подхода, но пока, приходится признать, это идеал, далеко не везде достижимый. И в силу наполненности классов, и в силу загруженности учителя. В этом смысле репетитор, выполняющий узконаправленную задачу один на один с учеником, безусловно, выигрывает. Но без школы, которая дает систему, основу и базу, он в поле не воин.

    Поделиться