30.08.2016 15:26
    Поделиться

    В Петербурге банковские отделения заменят банкоматами

    Банки в Петербурге переходят на дистанционное обслуживание
    В августе сразу несколько российских банков заявили, что будут усиливать дистанционное обслуживание в Санкт-Петербурге, - в частности банкоматами прирастет метро, где только в этом месяце их установили почти 90 штук. При этом "начинка" устройств модернизируется: расширяется количество услуг, появляются дополнительные опции. Значит ли это, что банковские отделения потихоньку уходят в прошлое?

    Присмотревшись к новостям, несложно увидеть, что сворачивание сети филиалов - мировой тренд. Так, итальянская финансовая группа Unicredit к 2018 году обещает закрыть 800 отделений, французский банк Societe Generale к 2020 году планирует отказаться от 400 отделений, а Bank of America уже сократил свою сеть почти на тысячу точек. В России эта тенденция стала явной в прошлом году: по данным Центробанка, число офисов по стране уменьшилось сразу на 11 процентов - до 38,2 тысячи. Сейчас падение продолжается и составляет около двух-трех процентов. Тем не менее, "программы по оптимизации филиальной сети - это то, с чем мы должны мириться", прогнозирует директор департамента финансовых технологий Банка России Вадим Калухов.

    Эксперты Северной столицы с таким мнением соглашаются и подчеркивают: игроки рынка меняют традиционные офисы на компактные банкоматы, пытаясь угодить современному человеку, который хочет иметь возможность совершать операции вне зависимости от времени, региона и канала доступа. Только это гарантирует стабильность клиентской базы.

    - Потребность в крупноформатных отделениях банков действительно постепенно отпадает. С одной стороны, у населения выросли требования к скорости и качеству обслуживания, спектру предлагаемых услуг и мобильности доступа к ним. С другой, - в области современных технологий произошел качественный прорыв. Один из приоритетов для банков сегодня - это инвестиции в альтернативные каналы доступа, - комментирует директор Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка Андрей Почеснев.

    Поэтому банки не просто устанавливают устройства, но и активно работают над их функционалом. Большинство банкоматов позволяют уже не только снять-внести деньги и проверить баланс, но и оплатить самые разные услуги, подключить интернет-банк, перевести деньги с карты на карту, поменять ПИН-код, погасить задолженность по кредиту. При этом, если еще пару лет назад этими опциями пользовались в основном молодые люди, то сейчас, согласно исследованиям, большинство людей старшего возраста тоже практически на "ты" с дистанционными каналами.

    - Без сомнения, доля удаленных каналов продаж и обслуживания в банковском секторе будет только расти, и в выигрыше окажется тот банк, который вложит в это больше средств. Уже сейчас основные сервисы переходят в электронный формат и дают таким образом больше прибыли. В перспективе и филиальные сети банков, и сотрудников ждут сокращения. Начальную стадию этого процесса мы сейчас и наблюдаем, - поясняет управляющий Санкт-Петербургским филиалом банка "Российский капитал" Алексей Кольчик.

    Конечно, дело не только в следовании предпочтениям потребителя. Урезая сеть и уменьшая нагрузку на офисы, банки пытаются оптимизировать возросшие в непростой экономической ситуации затраты на управление. Тем не менее, полного исчезновения отделений специалисты все-таки не ждут. Хотя бы потому, что филиалы - важная часть узнаваемости бренда.

    Другое дело, что оставшиеся офисы в будущем переориентируют на другие функции. Среди особенно смелых предположений высказывается, например, и такое: вскоре отделения станут играть роль своеобразных "шоу-румов", где будут только презентовать новые продукты и учить клиентов пользоваться мобильным банкингом. Такие модели, кстати, уже существуют. Еще четыре года назад польский mBank оставил несколько отделений для таких целей и перешел на платформу цифрового банка, где все услуги предоставляются исключительно через мобильные приложения и электронику, которая всегда под рукой, - смартфоны, ноутбуки, планшеты.

    Интересно, что сами клиенты полностью отказываться от посещения банков тоже не хотят. Так, одна из немецких кредитных организаций провела эксперимент по введению автоматизированных отделений - предполагалось, что банки таким образом сэкономят, а клиенты избавятся от очередей, образующихся из-за необходимости общаться с операционистками. Но оказалось, что спрос на подобные "бездушные" способы обслуживания крайне низок, а клиентам все-таки требуется живое человеческое общение.

    - Как бы то ни было, вопрос - может ли банк обходиться без сотрудников? - на повестке дня стоит, - заверяет Вадим Калухов.

    Центробанк в этом отношении обнадеживает, прогнозируя: половина отделений банков по всему миру закроется в течение ближайших десяти лет, а их сотрудники останутся без работы из-за внедрения новых технологий. В числе новшеств блокчейн - система организации баз данных, которая используется как хранилище информации об операциях с криптовалютами. Все эти изменения, уверены эксперты, формируют банк будущего, который трудноотличим от прогрессивной IT-компании, занимающейся разработкой оптимальных мобильных сервисов и приложений для клиентов.

    Тем временем

    В 2016 году российский банковский сектор показал значительный рост доходов по сравнению с прошлым годом. За первое полугодие прибыль российских банков составила 360 миллиардов рублей. Это в семь раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Показатели петербургских банков подтверждают эту тенденцию: по данным Центробанка, на 1 мая прибыль работающих в Северной столице финансовых организаций, составила 7,1 миллиарда рублей против 5,4 миллиарда рублей годом ранее.

    Поделиться