- Дисконтную карту "Забота", которая дает право на получение скидки в магазинах, на предприятиях сферы услуг, транспорте, в учреждениях здравоохранения, спорта, банковского сектора, жилищно-коммунального хозяйства, за три года реализации проекта получили 110 тысяч вологжан, - говорит инициатор проекта, глава Вологды Евгений Шулепов, - Причем городской бюджет не потратил на это ни копейки, выпуск карт проинвестировал бизнес.
В настоящее время число партнеров программы превышает две сотни, а количество торговых точек, принимающих карты "Забота", перевалило за 500. Размер предоставляемой скидки колеблется от 10 до 50 процентов (театры, кинотеатры, парикмахерские, автосервисы). Согласно данным статистики, объем реализованных товаров и услуг по карте превысил 3 миллиарда рублей, при этом держатели карт в общей сложности сэкономили сотни миллионов рублей.
Несмотря на серьезные показатели, этот проект, которому до сих пор нет аналогов в России, начинался не так уж и просто.
- Главой города Вологды я стал в конце 2008 года. Вы сами помните, какая ситуация тогда была в стране и в мире. Экономика в упадке. Людей увольняют, зарплаты не платят. Во многих семьях пенсионеры остались если не единственными, то уж точно основными кормильцами. А пенсионеров в городе 68 000 человек из 300 000 населения, и все раздражены. Что делать? Надо хоть как-то людям помогать. А как? Денег в бюджете на это нет, - вспоминает Шулепов.
Первым шагом на пути создания карты "Забота" стала организация сельскохозяйственных ярмарок, призванных поддержать мелких и средних товаропроизводителей и обеспечить население Вологды продуктами питания без торговой наценки. Тогда перед специалистами департамента экономического развития администрации города была поставлена задача наладить торговые связи со странами, входящими в Единый таможенный союз. Так на вологодский рынок вышли производители из Беларуси. Во все районы области были разосланы приглашения для производственных предприятий и фермерских хозяйств, которые обеспечивали их торговыми местами в центре областной столицы. За 2009 год было проведено около 160 ярмарок, в 2011 - около 200.
Однако этого было недостаточно, и представители городской администрации обратились к ретейлерам, которые работают на территории города. Именно тогда и родилась идея выпуска специальных карт.
- Мы старались, чтобы участие в "Заботе" было выгодно для всех. Супермаркеты снизили цены на продукты питания - взамен получили пиар и дополнительные рекламные площади. Пенсионеры со всего города стали ездить в "заботливые" магазины, - говорит Шулепов. - В результате сетевики, даже с учетом предоставляемых скидок, смогли увеличить выручку. Возросла мобильность населения - выросла выручка у транспортников и аптечных сетей.
Несмотря на большое количество карт "Забота", которые были выпущены в первые дни работы проекта, всего пять предприятий откликнулись на просьбу городской власти объединиться чтобы вместе поддержать и вологжан, и себя, и экономику областной столицы.
Тогда, в 2009 году, в проект "Забота" вологодские сетевики шли неохотно, поскольку он предусматривал не разовую акцию по распродаже продуктов, а постоянную работу с покупателем, обеспечивая социальную скидку на набор необходимых товаров и услуг. Определенного стандарта не существовало, поэтому предприятия сами назначали размер скидок на каждый продукт.
Администрация города в свою очередь широко информировала вологжан, что в Вологде появился проект, направленный на экономию их средств. Карта "Забота" раздавалась ветеранам и льготникам совершенно бесплатно. У каждого магазина были размещены большие информационные плакаты, указывавшие на то, что здесь можно получить скидку.
И люди пошли именно в эти магазины, таким образом существенно увеличив товарооборот сетевых ретейлеров и одновременно экономя деньги в собственном кошельке. Успех компаний, которые первыми присоединились к проекту "Забота", был замечен и другими компаниями региона.
Уже через несколько недель у проекта "Забота" было 10 партнеров. К "продуктовым" добавились торговые сети строительных материалов, аптеки, парикмахерские, автотранспортные предприятия. К середине 2010 года с "Заботой" сотрудничали уже 22 предприятия и организации - это 86 точек по всему городу. В 2015 году число партнеров городского проекта выросло в 10 раз и составило 230 предприятий. Более 550 торговых точек предоставляют скидки от пяти до 50 процентов. Более 97 тысяч жителей областной столицы являются держателями карты "Забота". За пять лет держатели карт сэкономили в общей сложности более 197 миллионов рублей. В 2016 году проведена ревизия партнеров проекта: бизнес, который предоставлял скидки менее 10 процентов, был исключен. Сейчас в проекте участвуют 150 предприятий.
Стоит отметить, что изначально проект карта "Забота" предполагал не только обеспечение вологжан товарами первой необходимости по низким ценам. Как следует из названия, инициаторы проекта думали и о том, как изменить жизнь жителей города к лучшему.
Поэтому в октябре 2011 года в Вологде в рамках социального проекта был открыт культурно-досуговый центр с одноименным названием "Забота". Главной его задачей стала организация досуга вологодских ветеранов.
Сначала на базе Центра работало не больше 20 кружков по интересам, однако популярность "Заботы" росла гораздо быстрее, чем ожидали. В первые же полтора года "Забота" приняла 60 тысяч посетителей. В 2012 году было открыто уже 34 кружка, а в начале 2014 года - 60 бесплатных классов. Здесь вологжане поют, танцуют, пишут стихи и картины, издают книги, изучают иностранные языки, занимаются гимнастикой и вполне профессионально - спортом.
Через два года филиалы центра "Забота" были открыты во всех микрорайонах города, а опыт областной столицы мультиплицирован по всей Вологодской области.
- Сегодня "Забота" - это уникальный для России проект, - говорит глава города Евгений Шулепов, - Он стал неотъемлемой частью города Вологды. Ни один ветеран и пенсионер не должен чувствовать себя забытым.
Опыт Вологды высоко оценили на VI Всероссийском конкурсе муниципальных образований, присвоив ему звание "Лучший социальный проект". По мнению экспертов, метод поддержки населения и бизнеса, который придумала и активно продвигает муниципальная власть в Вологде, не мешало бы перенять Москве и Санкт-Петербургу, а также другим городам страны. Особенно в нынешних экономических условиях.
- Люди с охотой идут в центр, где о них заботятся, где, главное, они могут выразить и проявить себя независимо от своего возраста, - это пример опыта, который должен быть распространен по всей России, - говорит директор Института социологии РАН академик Михаил Горшков.
Сейчас проект "Забота" вышел за пределы города Вологды. Он реализуется в большей части региона. На сегодняшний день к проекту "Забота" присоединились 20 муниципальных образований Вологодской области: Вологодский, Никольский, Кичменгско-Городецкий, Великоустюгский, Бабушкинский, Нюксенский, Тотемский, Тарногский, Верховажский, Сокольский, Сямженский, Грязовецкий, Междуреченский, Усть-Кубинский, Бабаевский, Белозерский, Кадуйский, Кирилловский и Устюженский муниципальные районы, городское поселение город Кадников. Только в районах выдано порядка 50 тысяч карт "Забота" пенсионерам. Помимо этого районы переняли опыт Вологды и в организации культурно-досуговых центров "Забота", где пенсионеры могут заниматься в различных обучающих кружках и секциях.