Оказалось, что доступ на чужой балкон через суд потребовал представитель компании-застройщика этого дома. "Истец апеллировал к тому, что при оформлении квартиры в соответствующем документе не были указаны все помещения, подлежащие передаче покупателям", - цитирует РИА Новости адвоката ответчиков Галину Калиниченко.
По ее словам, иск продавца жилья Александра Гончарова к покупателю Александру Чибескову удовлетворил судья участка N 99 Хостинского района Сочи. Этим решением ответчика обязали обеспечить Гончарову доступ к балкону.
Согласно материалам дела, семья Чибесковых купила квартиру у Гончарова площадью чуть более 50 квадратных метров на стадии строительства жилого дома. В реальности же застройщик передал им квартиру площадью 43 квадратных метра. Инвесторы потребовали в судебном порядке компенсацию за отсутствующие метры, и суды их требования удовлетворили.
Тогда застройщик в отместку подал в суд самостоятельный иск, потребовав предоставить ему допуск к балкону квартиры Чибесковых. В заявлении Гончаров указал, что балкон не относится к жилым помещениям и в свидетельстве регистрации права собственности и передаточном акте зафиксированы только 43 квадратных метра жилья.
Застройщик также утверждает, что балкон проданной квартиры в техническом паспорте имеет собственный номер, который не отражен в документах покупателей, а следовательно, им не принадлежит.
Суд поддержал позицию застройщика, указав, что в договоре инвестирования Гончаров обязался передать семье долю в жилом доме определенной площади, но в нем не говорилось, какие именно помещения станут собственностью покупателей. Соответственно, счел судья, застройщик исполнил свои обязательства перед покупателем квартиры.
"Решение суда является абсурдным, балкон является составной частью жилого помещения, к которому он прикреплен, к тому же несущей конструкцией. У него нет собственного кадастрового номера и он не может продаваться отдельно. С такими прецедентами застройщики смогут пользоваться и туалетами, и ваннами собственников квартир, ведь те тоже не относятся к жилым помещениям", - возмущается адвокат Калиниченко.
Ситуацию прокомментировал "Российской газете" адвокат практики "недвижимость и строительство" юрфирмы Дмитрий Железнов. "Разумеется, балкон является составной частью квартиры, вспомогательным помещением. И, конечно же, он не может быть самостоятельным объектом права, на который у истца якобы осталось право собственности. Его требования представляют собой пример злоупотребления правом, поскольку позиция заявителя строится на буквальном прочтении документов, вне всякой системной взаимосвязи с иными материалами дела и здравым смыслом", - пояснил адвокат Железнов.
"Полагаю, что указанное решение с большой долей вероятности будет отменено вышестоящим судом со ссылкой, в том числе на положения гражданского законодательства о недопустимости злоупотребления правом и невозможности извлекать выгоду из своего недобросовестного поведения", - заключил специалист.