Сергей Нарышкин: Нужно сберечь профессиональное ядро учительского корпуса

До 1 сентября остались считаные дни, и по всей стране уже прошли традиционные для конца августа школьные педсоветы. Я сам побывал на двух таких форумах регионального уровня - в Ленинградской области 23 августа и в Карелии 25 августа. Вновь убедился, как много зависит от профессионализма и ответственности на местах. И хотел бы поделиться своими мыслями по итогам встреч с представителями нашего педагогического сообщества.

Главными темами педсоветов, разумеется, были и будут качество учебного процесса и забота об учениках. Но на фоне экономических трудностей речь не раз заходила и о нынешних проблемах самих педагогов.

Ситуация на местах, конечно, разная. Однако "разность" эта проистекает не только из-за денег, но и условий работы в конкретной местности, уровня обеспеченности там жильем и другими социальными услугами. Очень многое зависит и от образовательной политики на местах.

Педагоги - одна из самых образованных или, как говорят, "продвинутых" категорий работников. И вряд ли они ждут от меня панегирика - всем понятно, что эта профессия чрезвычайно важна. Да и сами они народ выдержанный, терпеливый. Но когда там, где они живут и работают, проблемы нарастают, как снежный ком, делать хорошо столь ответственную работу становится крайне трудно. Родители тоже обеспокоены за будущее своего ребенка, доверяя его тому, кто занят сутки напролет и не успевает даже толком выспаться. Идти в класс усталым или в плохом настроении - это заранее обречь и себя, и учебный процесс на провал. Хотя, даже жалуясь на нехватку времени, большинство учителей переживают о другом - как в таких условиях до конца исполнить свой долг и с душой заниматься своей главной работой (включая внеклассные часы); как найти время для живого общения с детьми, дающего радость общих открытий.

Сразу скажу: свои проблемы есть во всех отраслях, в том числе финансируемых из бюджета. И одним перераспределением средств здесь ничего не решить. Внимания к себе справедливо требуют и работники культуры, и люди науки, и врачи. Все их аргументы вновь прозвучат уже нынешней осенью и будут учитываться при составлении трехлетнего бюджета.

Как председатель Государственной Думы отмечу: потребности социальной сферы были и остаются в числе наших приоритетов. По этим вопросам депутаты всегда вносят свои поправки к бюджету, ведут наиболее острые дискуссии с минфином и профильными ведомствами. И в самом депутатском корпусе достаточно специалистов с педагогическим и научным стажем, чтобы оценить обоснованность расчетов правительства, настаивая на необходимости своих предложений.

Один из аргументов, считаю, в том, что затраты на обучение не только школьников, но и самих педагогов вовсе не безвозвратны. Материальное стимулирование учителей - это, если угодно, разновидность государственных инвестиций в будущее всей страны. От их общего объема и справедливого распределения прямо зависит, кто остается в профессии и кто придет в нее вновь, выбрав для себя педагогические вузы. Вкладывая в это деньги, государство укрепляет кадровый потенциал, и не только в сферах образования и науки, но и в реальном производстве. То есть даже с экономической точки зрения такие затраты в конечном итоге окупятся. Причем вернутся, что называется, с процентами, не говоря уже о стратегической и моральной стороне дела.

Хотел бы остановиться еще на одном, как мне кажется, важном факторе. И это, как ни странно, человеческий фактор. Речь пойдет о тех, кто работает сегодня в органах управления образованием во всех звеньях вплоть до директора школы. К примеру, все знают, сколько копий сломано вокруг забюрократизированной отчетности учителей, многие из которых сетуют, что она лишь разрастается "по дороге" с федерального уровня на местный.

Да, министерство образования и науки постоянно борется с этой бедой, но надо такую работу жестче контролировать и внутри системы, и извне. Следить за тем, верно ли конкретный чиновник понимает главную цель работы учителя. Ведь загруженность школьных педагогов второстепенными обязанностями немало влияет на то, остается ли у них шанс заниматься с детьми по-настоящему, воспитывать у них не только творческие наклонности и художественный вкус, но и гражданственность наконец. Нельзя допускать, чтобы бюрократизм и гонка за показателями мешали воспитательному процессу.

Воспитанием уже по самой природе этой профессии занимается каждый учитель независимо от того, как обозначена эта функция в ведомственных планах. Его труд - это истинное призвание, готовность к которому определяется не одним лишь дипломом, а искренним желанием и умением работать с теми, кто только формируется как личность. Уже поэтому труд учителя должен быть особо поощряем в обществе, которое заботится о своем будущем. Тем более что в юном возрасте фигура учителя вообще воспринимается по-особому: в нем видят не только педагога, но и просто взрослого человека, дающего образец житейского поведения и способного ответить на любой вопрос, даже выходящий за рамки "предмета".

Напомню, что Российской Конституцией гарантирована свобода педагогической деятельности. И попытки лишить учителя времени на выполнение его главного дела не что иное как посягательство на эту свободу. Надо делать все, чтобы в современной России не только высоко оплачивался учительский труд, но и каждому на этом поприще давался достаточный простор для творчества и самообразования. Чтобы административное рвение не убивало ни само желание вести внеклассную работу, ни личное свободное время педагогов.

Все политические силы согласны со стратегической ролью науки и образования, ведь именно здесь рождаются и наши самые крупные будущие успехи. Не только в культуре (в ее широком смысле), но и в экономике от инноваций во всех отраслях до эффективного импортозамещения. И в укреплении национальной обороны тоже. А значит, нужно инвестировать сюда постоянно...

Даже при дефиците бюджета нельзя допускать механического сокращения. Ради будущего страны и в благодарность тем, кто остался верен своему призванию в тяжелые времена, надо всегда думать о том, как сберечь высокопрофессиональное ядро учительского корпуса и искать такие формы поддержки и развития образования, которые будут эффективны в любых экономических условиях. Смогут гарантировать этой системе стабильность, а всем ее работникам уверенность в завтрашнем дне.

Эти задачи поставлены в майских указах президента, они находятся в центре внимания правительства и недавно созданного Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Над ними продолжат работу депутаты Госдумы, в том числе в рамках бюджетного цикла. Уверен, именно эти темы начнут поднимать уже на самых первых своих заседаниях депутаты нового, седьмого созыва.