Ученые предложили Госдуме вернуть распределение выпускников

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин посетил МГТУ им. Баумана, где принял участие в церемонии посвящения в студенты и пообщался с учеными о проблемах научного развития в нашей стране. Ученые, в частности, предложили вернуть систему распределения выпускников вузов, ведь они далеко не всегда устраиваются по специальности.

Посещение знаменитой Бауманки началось для Нарышкина с "Дома физики" - здесь студенты проходят практику. Кроме того, спикеру Госдумы показали центр подготовки специалистов для компании Mail.ru. Побывал он и в "Доме света" - центре фотоники.

"С фотоникой связаны технологии будущего, - объяснил ведущий научный сотрудник Станислав Юрченко. - Это и биомедицина, и телекоммуникации, и машиностроение, и системы безопасности, и контроль качества продукции".

Например, в центре идет работа над прибором, который позволит на дистанции обнаруживать скрытые объекты - оружие, наркотики, взрывчатку. Другая разработка позволит существенно уменьшить погрешность измерения ГЛОНАСС - удастся перейти со значений нескольких метров до сантиметров.

Ректор МГТУ им. Баумана Анатолий Александров рассказал об основном принципе, который позволяет вузу быть флагманом технического развития. "Мы не сетуем на жизнь и понимаем, что спасение утопающих - это их собственное дело", - сказал он Нарышкину. Поэтому Бауманка сделала ставку на сотрудничество с реальным сектором экономики и за последние шесть лет существенно увеличила объем разработок. В вузе действуют 14 центров мирового класса по основным направлениям науки. И разработки не остаются на бумаге.

Но в целом кадров для науки не хватает - инженеров "не видно на общем фоне выпускников высшей школы", признал глава думского комитета по науке Валерий Черешнев. Президент РФ Владимир Путин, напомнил он, поручил создать 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, и задача должна быть выполнена уже через четыре года. Но процесс идет не в правильном направлении, посетовал глава комитета: если в начале 2000-х на тысячу работников в стране приходилось восемь исследователей, то сейчас - шесть. А в Финляндии, например, 17.

Количество бюджетных мест для подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей увеличивается, заверила первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк.

Но механического увеличения мест мало, добавили ученые. "Самая большая проблема - разрыв между потребностями предприятий и подготовкой специалистов", - сказал ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Андрей Рудской. По его словам, раньше оборудование на предприятиях обновлялось раз в пять лет, а теперь - в два-три. И вузы просто не успевают за модернизацией. И главная проблема - выпускники зачастую не работают по специальности. В связи с этим ученый предложил вернуть обязательное распределение студентов, обучающихся за счет бюджета.