"Джейсон Борн": зрелищное мельтешение умирающей шпионской франшизы

Джейсон Борн, мятежный, до сих пор счастия не ищет и не от счастия бежит. Он мечется по свету инкогнито, мордуя всяких греков и албанцев на подпольных боях, словом - живет на широкую ногу. Пока его старая знакомая, Никки из первого фильма, зачем-то не взламывает сервер ЦРУ и не крадет оттуда документы о секретных операциях (они лежат в папочке "секретные операции", что очень удобно). С этими документами Никки приходит к Борну и говорит, что в них, помимо прочего, очередная информация о его прошлом.

Это чтобы, значит, он еще чего-нибудь вспомнил и узнал, кому и за что следует на этот раз отомстить. Стало быть, ничему жизнь не учит старину Джейсона, и старая, как мир, аксиома об отрицательной корреляции между количеством знаний и качеством душевного равновесия, для него все еще вещь в себе. Тут ничего нового.

В подмогу к продолжающимся уже почти 15 лет рефлексиям бывшего уберкиллера в нетвердой памяти вводится еще одна фигура, тоже довольно значимая. Причем не столько для многосерийного жизнеописания Джейсона Борна, сколько как примета времени. Это молодой смуглый владелец IT-корпорации Аарон Каллур, который вот-вот выкатит на рынок какую-то новую, очень удобную штуку, призванную изменить представления обо всем. На самом деле не очень понятно, что это такое и зачем нужно, главное - что оно, как и подобает начинающему "Скайнету", следит и собирает данные о пользователях. И в чьи грязные лапы эти данные должны потом отправиться, догадаться нетрудно.

Данная тема - спецслужбы следят за всеми через соцсети - к настоящему моменту уже достаточно обмусолена, но она, к сожалению, самое актуальное и современное, что есть у пятого фильма франшизы. Когда-то "Идентификация" задала направление развития всему жанру на десять лет вперед, но вездесущая энтропия пожрала "Борна" гораздо быстрее, чем его конкурентов. Нынче смурные агенты, непрестанно бормочущие в свои скрытые микрофоны, остались в прошлом. Как и напускная серьезность без единого проблеска иронии. Как и трясущаяся, якобы добавляющая реалистичности камера - если вас укачивало на "Хардкоре", то учтите: "Джейсона Борна" штормит на несколько баллов сильнее. В Китае, говорят, даже жалуются на головокружение и тошноту от 3D-версии.

Но нельзя сказать, что все совсем уж плохо. Мэтт Дэймон с годами еще больше похорошел, обрел фактуру в лице и в теле прибавил не один килограмм мышечной массы - он так и источает флюиды неимоверной крутости. Хотя Фома Киняев полюбился именно благодаря своей уязвимости, от которой теперь почти ничего не осталось. Три большие сцены, на которых, по сути, зиждется фильм - покатушки в объятых беспорядками Афинах, шпионские кошки-мышки в Лондоне и грандиозная погоня по Лас-Вегасу - своим размахом все-таки дают понять, что перед нами не середнячок какой-нибудь вроде недавних "Крутых мер", а, что называется, настоящий тентпол. Броневик врезается в пробку, машины разлетаются во все стороны - красота. Жаль, что ее так трудно разглядеть за операторским тремором.

То, что "борниана" закончилась, было понятно давно, еще во время проката четвертой части, о которой вообще не принято говорить, и пятая часть, пусть она и окажется финансово успешной, это только подтверждает: идейное истощение настолько бросается в глаза, что то и дело ловишь "Джейсона Борна" на бесстыдном самокопировании. Но это, пожалуй, можно сказать и обо всем жанре в целом. Любопытно посмотреть, куда двинутся шпионские боевики теперь, во времена, когда работу шпионов гораздо лучше них выполняют гаджеты и хакеры.

3