Условия для рокировок и удалений с поля, в общем, уже сложились благодаря кризису и снижению потребления бензина. В 2014 году оно составляло 2,4 миллиона тонн, а в 2015-м - уже 1,5 миллиона. По дизельному топливу падение тоже заметное: с 2,7 миллиона тонн до 1,9 миллиона. Благодаря этому поставки мелких компаний, в распоряжении которых находится до 10 машин, постепенно снизились, в результате чего люди ушли работать на другие рынки. Мелкие поставщики буквально на грани банкротства, говорят в "Нефтяном клубе Санкт-Петербурга".
Место под новых игроков на рынке Петербурга, как считает эксперт рынка ТЭК Дмитрий Парфенов, начали расчищать уже сейчас. Кроме того, ФАС приступила и к проверкам биржи, где осуществляются торги основными объемами поставляемого на рынок бензина. Как отмечают в антимонопольной службе, сейчас на бирже существует вероятность роста цен в результате дисбаланса спроса и предложения.
- Покупатели с небиржевого сегмента резко перейдут на биржевую покупку, тем самым взвинтят нам ценовой индикатор, - считает Парфенов.
Начата проверка поставки автомобильного топлива независимым участникам рынка. Ревизии подлежат все компании, занятые в поставке топлива мелким оптом независимым продавцам автомобильных бензинов.
- Биржа - это только часть рынка, примерно 15-20 процентов. Остальной объем топлива поставляется на внебиржевом сегменте, по прямым договорам, - пояснил начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин. - Важно, чтобы этот сегмент работал, как часы, иначе биржа, как зеркало рынка, покажет стремительный рост.
В целом у участников топливного рынка проверки всех составляющих отрасли региона вызывают недоумение, так как в Петербурге и области присутствуют многие поставщики, ни один из которых не занимает доминирующее положение. Кроме того, появление на рынке новых, более крупных игроков, чем те, что уже работают, нецелесообразно экономически. Предпосылок для увеличения потребления в СЗФО не предвидится, если только не брать в расчет развитие внутреннего туризма, поездок на личном транспорте и увеличения пассажиропотока на городском транспорте вследствие кризиса.
В борьбе за место под солнцем мелкие компании традиционно работают "до последнего", пока не обнаружат, что бизнес стал убыточным. Дождутся ли они поддержки госорганов и будут ли возить бензин или останутся "при своем интересе", пока неясно.