Сейчас топливо на рынок Московского региона поставляется автотранспортом, железной дорогой и трубопроводами. В эксплуатации труба - экологически безопаснее, надежнее и дешевле, чем другие виды транспорта. Исходя из этого компания "Транснефть" принялась за реализацию проекта "Реконструкция системы магистральных трубопроводов для увеличения объемов транспортировки нефтепродуктов в Московский регион". Основная цель проекта - увеличить перекачивающие мощности благодаря реконструкции насосных станций и технологического оборудования. Также ставится задача увеличить товарную емкость резервуарных парков, чтобы обеспечить необходимый запас нефтепродуктов для перекачки. В результате Москва и Подмосковье будут получать более 5 миллионов тонн автобензина, 3 миллиона тонн дизельного топлива и почти 6 миллионов тонн авиакеросина. Последняя цифра свидетельствует о том, что 80 процентов общих поставок авиатоплива аэропорты Внуково, Домодедово, Шереметьево и в перспективе Жуковский будут получать по трубам.
Для сравнения, сегодня объемы поставок авиационного керосина в аэропорты по трубам составляют около 1,8 миллиона тонн в год. Это примерно треть от общей потребности аэропортов. Лидером по трубным поставкам является Шереметьево, потребляющий три четверти всех идущих по нефтепродуктопроводам объемов авиакеросина.
На втором месте - Внуково (чуть более 300 тысяч тонн авиационного керосина), на третьем - Домодедово (более 200 тысяч тонн). При этом уже к 2020 году Домодедово планирует нарастить поставки по трубе до 2,3 миллиона тонн в год и показать таким образом самый большой прирост, Внуково - примерно до 1 миллиона тонн, Шереметьево - до 2,7 миллиона.
"Мы поддерживаем проекты, которые могут положительно повлиять на увеличение объемов транспортировки нефтепродуктов. Тем не менее потенциальный объем поставок авиационного топлива возможно будет оценить только по факту начала реализации проекта. Хотя существующих сегодня мощностей Московского аэропорта Домодедово сегодня достаточно для обеспечения поставки топлива авиакомпаниям-партнерам воздушной гавани", - пояснил представитель аэропорта Домодедово Александр Власов.
Однако прогнозы потребления нефтепродуктов говорят о том, что уже в ближайшем будущем существующих мощностей может не хватить. Ведь аэропорты столичного узла будут наращивать перевозки, продолжит расти и автопарк. Проект увеличения поставок нефтепродуктов в столичный регион даст не только дополнительный топливный ресурс и упрощенную логистику аэропортам, но и разгрузит железную дорогу.
"Постановлением правительства Московской области от 14.06.2016 в госпрограмму региона "Энергоэффективность и развитие энергетики" внесен ряд изменений, в том числе впервые включены мероприятия по строительству и реконструкции нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и объектов их инфраструктуры на территории муниципальных образований области", - рассказал министр энергетики Московской области Леонид Неганов. По его словам, эти мероприятия позволят повысить пропускную способность нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. "Учитывая, что прогнозируемый рост потребления моторного топлива, включая авиакеросин в период 2014-2020 годов составит в среднем 146 процентов, до 2020 года планируется построить и реконструировать 27,4 километра нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и 7 объектов их инфраструктуры", - сообщил чиновник.
Под реконструкцию компанией "Транснефть" был взят построенный еще в конце 1970-х годов Московский кольцевой нефтепродуктопровод, который представляет собой трехниточное трубопроводное кольцо вокруг столицы. Он обеспечивает не только доставку нефтепродуктов с Московского, Рязанского и Нижегородского нефтеперерабатывающих заводов, но и их реализацию. На специально оборудованных пунктах бензин и дизтопливо из трубы наливаются в автомобильные и железнодорожные цистерны. А авиакеросин через трубопроводы-отводы поступает в аэропорты Московского авиаузла. Проект модернизации подразумевает в первую очередь строительство более 80 километров линейной части трубопровода, новой перекачивающей станции с резервуарным парком, а также реконструкцию еще шести станций и возведение сливной железнодорожной эстакады. По проекту общий объем резервуаров превысит 440 тысяч кубометров.