Эксперт ООН по вопросу о праве на здоровье Дайнюс Пурас и его коллега, эксперт по вопросам задолженности Хуан Пабло Боославски считают, что, получая "неправильные" посылы в детстве, люди впоследствии не умеют контролировать свое потребительское поведение и тратят деньги на ненужные товары. А слепое следование разрекламированной вредной для здоровья продукции приводит к появлению плохих привычек. Кстати, именно с заложенными еще в детстве искаженными предпочтениями в еде (все "здоровое" кажется пресным и невкусным, а "вредное" поедается в огромных количествах) эксперты ВОЗ связывают мировую эпидемию ожирения, диабета, болезней сердца.
Страдает не только физическое здоровье. Растет расслоение общества. При этом жить "лучше" стремятся все - и бедные, и богатые, и зачастую это "лучше" связано с одной-единственной вещью - уровнем потребления. Люди, с детства нацеленные на дорогие бренды, не соответствующие их доходам, становятся жертвами неподъемных кредитов или финансовых махинаций. "Индивидуальная задолженность становится все более серьезной проблемой для многих семей во всем мире", - говорят эксперты .
Безусловно, какие-то шаги должны предприниматься на государственном уровне: например, эксперты считают необходимым запретить рекламу алкоголя, табака и вредных продуктов в школах и при проведении детских соревнований и фестивалей.
В России государство активно вмешивается в рынок рекламы. Но прежде чем, например, у нас была строго ограничена реклама алкоголя и табака, мы набили немало шишек. Можно вспомнить беспрецедентную по своей агрессивности кампанию по рекламе пива, нацеленную на молодежь. Герои клипов не расставались с напитком, казалось, никогда: вечеринки, боулинг, рыбалка, катание на роликах - веселые лица, раскованные движения и обязательная бутылка в руке.
Последствия были печальные: в стране был зафиксирован рост подросткового алкоголизма. Власти опомнились и постарались выправить ситуацию: пиво приравняли к крепкому алкоголю, его рекламу изгнали с телевидения, из Интернета, а в 2013 году запретили любую рекламу и продажи ближе 100 метров от детских и медучреждений. Но вошедшая в привычку манера спокойно расхаживать с бутылкой пива, которую подростки "сняли" с телеэкрана еще до всех запретов, жива и по сей день.
В Законе "О рекламе" есть статья о защите несовершеннолетних. Нельзя дискредитировать авторитет родителей, побуждать детей к тому, чтобы они настаивали купить рекламируемую вещь. Запрещено создавать "искаженное представление о доступности товара семьям с любым уровнем достатка" и впечатление, что обладание этим товаром поставит ребенка в предпочтительное положение перед сверстниками. Но в жизни все эти хорошие, но расплывчатые требования то и дело нарушаются.
Иногда доходит до скандала, как было с рекламой ЦУМа несколько лет назад. Предлагая накануне 1 сентября приодеть детей, универмаг разместил билборды, на которых юная леди заявляла: "Кто не в Prada, тот лох!", "Я одна в классе... Просто от зависти все лопнули".
Рекламой заинтересовался ФАС. Билборды заклеили. Магазин оштрафовали. Но, похоже, задача была выполнена: пару недель и сам универмаг, и продаваемые им бренды были главной темой обсуждений.
Как бороться с завышенными детскими "дай и хочу", думает любой родитель. "Мы сделали глупость - показали Ваньке каталог Лего. Все, папа ищет набор из серии про человека-паука. От аэропорта и полицейского участка удалось отговорить. А то хотел все сразу", - делится опытом мама на одном из форумов. А ей отвечают: "Мой увидел рекламу на детском канале, теперь просит детское шампанское...", "У нас вообще безумные заказы. Вот пытаюсь подвести к мысли о бесполезности пятой по счету Барби".
"Есть по меньшей мере три небезобидных направления воздействия рекламы, - считает педагог авторской школы Андрей Лебединский. - Во-первых, вредные для детей еда и напитки - чипсы, газировки. В школах все это продавать запрещено, но дети все равно находят где купить, зачастую на деньги, которые им даны для нормального обеда. Второе направление: безудержное потребление. Дорогие игрушки в младших классах - это только начало. Очень скоро начинаются требования "крутых" серий смартфонов, прочих гаджетов. Те дети, чьи родители не могут себе позволить это купить, часто чувствуют себя ущербными. Наконец, участие милых детских образов в рекламе взрослых товаров и услуг - это попытка воздействовать уже непосредственно на родителей, стимулировать их спрос".
Кстати, законодатели предложили запретить использовать образы детей в рекламе финансовых услуг, предоставлении кредитов. Но уповать только на законодательные меры бесполезно. Лучше учить детей брать ответственность за свою жизнь, свои интересы на себя.
Николай Козлов, профессор, доктор наук, ректор Университета практической психологии:
- Смотреть рекламу в телевизоре - да, занятие глупое. Но вместо того чтобы охать по поводу вреда рекламы, можно принять единственно мудрое решение - телевизор выбросить. Нет телевизора - нет проблем. С другой стороны, дело вообще не в рекламе, дело в нас. Я не сторонник точки зрения, что есть где-то "злые" люди, которые контролируют наше сознание, понуждают покупать что-то вредное, ненужное, избыточное. Если мы считаем, что жизнь тяжела, что мы незаслуженно живем хуже, чем герои телероликов, тут дело не в рекламе, а в том, что нас не научили думать, не научили жить с улыбкой и с головой. Ты увидел успешного человека - будешь завидовать или задумаешься, как стать таким же? Если вы не хотите, чтобы головы ваших детей обрабатывала реклама, опередите рекламу и начните сами заниматься со своими детьми. Один из замечательных способов - совместный просмотр хороших фильмов, развивающих программ. Только лучше все же делать это не по телевизору, прерываясь на назойливую рекламу, а с дисков. В любой момент запись можно остановить, обсудить какой-то момент с ребенком. В хорошей, дружной семье, где есть общие интересы и дела, детям просто некогда проводить время у телеэкрана или за компьютерными играми. К этому и надо стремиться.