На Урале скорректировали обучение детей-инвалидов

День знаний 1 сентября - праздник душевный, но свердловские родители детей-инвалидов встречают его в тревоге. Буквально за неделю до начала учебного года они узнали, что в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Ресурс" сократили 350 педагогов-совместителей. Если в прошлом году у каждого слушателя отделения дистанционного образования было по 10 - 12 часов в неделю, то нынче на ребенка с сохранным интеллектом запланировано всего три, а на тех, кто отстает в развитии, - два.

Помогите разобраться

Конечно, первой реакцией было возмущение: чиновники решили сэкономить на тех, кто и так никуда не ходит, ничего не видит! Когда эмоции немного схлынули, появились серьезные вопросы: как дать инвалиду нормальное образование, подготовить к ГИА и ЕГЭ, если в школе ему положено всего 12 учебных часов в неделю, в то время как здоровые сверстники каждый день посещают по 5 - 6 уроков? Репетиторов не каждая семья потянет: много денег уходит на реабилитацию.

Родительские письма полетели во все инстанции: уполномоченному по правам ребенка, в ассоциацию "Особые люди", в приемную "Единой России": "Помогите разобраться, ведь в других регионах никаких сокращений не произошло!"

- У большинства ребят возникают проблемы с приходящими учителями. У нас, к примеру, три года не было предметника по алгебре - замещали другие. Учитель английского отвечала еще и за информатику. В Асбесте, насколько я знаю, все гуманитарные предметы читает один педагог, - говорит Лариса Павлова, мама ребенка с ДЦП. - Дистанционное образование нас спасало! Заболел основной учитель или на курсах повышения квалификации, уехали мы в санаторий на лечение - пробелов в усвоении материала не возникало. Как мы радовались, когда проект запустили! И что теперь?

Артему 16 лет, он числится в 8-м классе школы-интерната для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, но занимается дома и параллельно - в "Ресурсе" уже 5 лет. Мечтает стать программистом, пробует сам писать программы и даже создал персональный сайт, куда выкладывает свои проекты. Любимый предмет - информатика, а еще парень увлекается историей, географией, обществоведением, изучает английский. Успехи подтверждает стопка призовых грамот.

- Хотите, покажу презентацию о рождественских традициях Туманного Альбиона? Она не самая лучшая, но маме очень нравится. Или музыкальную онлайн-гостиную? К программированию меня подтолкнула именно дистанционная программа: там я нашел курс "Веб-мастерская", увлекся. Учусь в основном на четверки, хотя иногда бывают и тройки, - Артем старается выглядеть взрослым и самокритичным, и только улыбка выдает в нем стеснительного мальчишку.

Душа болит

Чтобы показать, как проходили дистанционные уроки, он открывает страницу с задачами по информатике. Честно говоря, для меня они выглядят как набор иероглифов.

- И для меня тоже, - вздыхает мама Лариса. - Как я смогу ему это сама объяснить, без педагога? Сейчас школьный учитель математики у нас бывает раз в неделю: рассказала тему, дала задание. Начали выполнять упражнения - возник вопрос, а спросить не у кого, надо ждать до следующей недели. С дистанционным же педагогом можно быстро связаться по скайпу и получить ответ. Программа очень удобная, с приложениями: видеоуроки, лабораторные опыты, тесты.

Учителя помогали детям вселить веру в себя: "Ты же можешь, ты молодец!". Самооценка резко повышается, а для инвалидов это очень важно

Каждому ученику в свое время закупили за счет бюджета оборудование, весьма недешевое: компьютеры, фотоаппараты, сканеры, принтеры, видеокамеры, микроскопы. Неужели все это теперь отберут? - опасаются ребята.

- Наши дети не ходят в школу и кружки, у них практически нет друзей. А тут видеоконференции, викторины, олимпиады, несколько раз в год - праздники, где все знакомились друг с другом, - рассказывает Лариса Павлова. - Учителя помогали детям вселить веру в себя: "Ты же можешь, ты молодец!" Самооценка резко повышается, а это очень важно. Пусть мой Артем не будет суперкрутым айтишником, но если сможет работать на "удаленке" - это уже победа и возможность иметь доход, помимо пенсии. Или взять Пашу Тельбакова из Нижней Туры - мальчишке трудно разговаривать, руки не слушаются. При этом пишет книги! Указкой, прикрепленной к голове, набирает буквы на клавиатуре. Не раз побеждал в литературных конкурсах. Конечно, и у меня, и у его мамы сейчас душа болит. В деревнях логопеда и психолога днем с огнем не сыщешь.

Остались самые сильные

- Мы создавались именно как ресурсный центр, а не как школа, потом было решено на нашей базе реализовать проект по дистанционному образованию, но на федеральном уровне он завершился еще в 2012 году, с 2013-го - областное финансирование. Прошу заметить, что мы никогда не заменяли собой основные общеобразовательные программы в рамках стандарта, мы их дополняли, не выставляли оценок и не проводили экзамены, - поясняет директор ГБОУ СО "ЦГМСС "Ресурс" Татьяна Журавлева.

В 2013-м приняли ФЗ об образовании, а также ряд других нормативных документов, согласно которым знания в рамках федерального стандарта (ФГОС) инвалиды должны получать в школе по месту жительства. В январе 2016 года "Ресурс" получил новую лицензию, на основании которой имеет право реализовывать только дошкольные и дополнительные программы. Они помогут не только восполнить пробелы обучения, но и подготовиться к ГИА, ЕГЭ. Ведь главная задача ресурсного центра  - реабилитация и социализация детей-инвалидов, говорят сотрудники центра.

- Родителям трудно понять, но возврата к старому не будет, даже если дистанционные уроки переведут в какую-то школу. Потому что нагрузка регламентирована ФГОС. Конечно, удобно, когда в неделю один урок математики с основным учителем и два - с "репетитором", но мы не можем отвечать за все школы и качество образования в них. 2 сентября состоится родительское собрание в режиме онлайн, где мы ответим на все вопросы, - продолжает Татьяна Журавлева. - Хочу успокоить родителей: педагоги остались самые сильные. Разработаны 113 адаптированных дополнительных общеобразовательных программ. К примеру, вместо урока информатики мы предлагаем курс "Компьютерный ас". Сейчас кураторы обзванивают семьи и собирают заявки. Занятия с логопедом, дефектологом и психологом тоже сохранятся. Как и проектная деятельность, олимпиады, фестивали. Кроме того, можем в индивидуальном порядке увеличить нагрузку до пяти часов. Особенно это касается старшеклассников. Оборудование останется в пользовании детей, Интернет им по-прежнему будут оплачивать. О какой экономии речь?

Компетентно

Светлана Блаженкова, начальник отдела государственного воспитания и коррекции министерства образования Свердловской области:

- В регионе работают 258 школ с условиями для инклюзивного обучения и 65 коррекционных школ. С 2011-го по 2015 год министерство совместно с органами местного самоуправления занималось обеспечением архитектурной доступности учебных заведений, было закуплено спецоборудование, в том числе спецтранспорт в 116 организаций. 5106 педагогов прошли курсы повышения квалификации по организации работы с детьми-инвалидами. В соответствии с ФЗ об образовании школы обязаны с 1 сентября 2016 года выполнять требования ФГОС для учеников с ограниченными возможностями. В дополнение к обучению на дому они могут получить допобразование в центре "Ресурс" с помощью дистанционных технологий. Количество часов, предоставляемых там, скорректируют с учетом основной учебной нагрузки и согласуют с родителями.

Министерством будет проводиться мониторинг: анкетирование, опросы, "горячие линии", насколько семьи удовлетворены качеством индивидуальных учебных планов. Также планируется увеличить количество детей-инвалидов, обучающихся по программам допобразования с использованием дистанционных технологий. В 2015 году объем финансирования "Ресурса" составил 111,9 миллиона рублей, в том числе на услуги связи (Интернет) - 26 миллионов. Сокращать эти средства не планируется, наоборот, центр сможет привлекать более квалифицированных специалистов, в том числе из вузов. Если по результатам сентябрьского мониторинга в определенном муниципалитете выявятся сложности, например, нет преподавателя по какому-то предмету, то к обучению будут привлекать педагогов из соседней школы, в том числе коррекционной, или "Ресурса".

Кстати

С 2016-2017 учебного года в индивидуальных учебных планах детей-инвалидов появится больше часов, в зависимости от особенностей и потребностей конкретного ученика (особенно 9 - 11-х классов). Предполагается, что преподаватели будут ходить на дом каждый день или через день. Если родителям не понравится, как они ведут уроки, надо сразу информировать об этом министерство или управление образования. Специалисты разберут каждый случай, поскольку все школы, куда зачислены инвалиды, получают субвенции из областного бюджета.