В последние годы специалисты, имеющие непосредственное отношение к реализации проекта, не однажды называли его "изначально нерентабельным". Вместе с тем никто не хочет соглашаться, что усилия и капиталы потрачены впустую. Проект не закрыт, его, как выразился один из кураторов, переформатируют. Продолжаются, как узнаем мы из скупых пресс-релизов, научные и опытно-конструкторские исследования. Они направлены на максимальное обогащение природного минерала в зоне добычи, то есть на повышение его рыночных котировок.
Неройскую группу месторождений (находятся в Березовском районе ХМАО близ границы с Коми) геологи занесли в десятку лучших на планете по запасам качественного кварца. Места труднодоступные, почти безлюдные, ни дорог, ни электричества, зима тут правит восемь месяцев. Добычу кварца, впрочем, вели здесь еще в 30-е годы прошлого столетия, основным инструментом работников, обитавших в палатках, было кайло. Сырье перерабатывали за сотни километров от карьеров. И сегодня чудовищная по затратам транспортная схема при отсутствии какой-либо инфраструктуры - ахиллесова пята проекта. В сомнениях глава бюджетного комитета Думы Югры предприниматель Леонид Михалко: "Не представляю выход на рентабельный уровень без прокладки сухопутной трассы". В недоумении Владимир Часовский, новый гендиректор предприятия: "Ну и логистика, хуже не придумаешь".
Расклад такой. Сначала породу доставляют в дробильно-сортировочный цех, построенный в заброшенном таежном поселении Усть-Пуйва. Затем сплавляют по реке до национального села Саранпауль. Там выгружают, оставляют на причальном складе до прихода баржи. Судно долго следует по Северной Сосьве до Приобья - большого поселка на большой реке. Отсюда кварцевые камни везут уже по бетонке в город Нягань, чтобы здесь, в другом цехе, размолоть их в более мелкую фракцию. Только погрузочно-разгрузочных операций - восемь! На выходе простенький полуфабрикат, а себестоимость зашкаливает.
Почему, спрашивает Часовский, не сокращено хотя бы одно звено перевалки кварца? Может, стоило открыть цех близ Саранпауля? Село с трехтысячным населением и Приобье хорошо бы соединить всесезонной дорогой протяженностью около 400 километров, проложенной по маршруту зимника. Она намного удешевит транспортно-производственный цикл, хотя сама, правда, обойдется в копеечку. Однако денег не сыскали даже на щебеночный тракт. В конце 90-х после обсуждения "блестящих перспектив программы по кварцу" с ее застрельщиками, частными лицами, власти автономии согласились создать госпредприятие, вложить в старт проекта солидные бюджетные средства. Похоже, совершили ошибку, не просчитав риски.
- Коли дело обещало верную выгоду, что мешало подключить бизнес, минимизировать бюджетные издержки? Пусть не в 90-х, так в первой половине прошлого десятилетия, с наступлением инвестиционного бума, бизнес точно ухватился бы за идею. Или изъяны проекта сознательно скрывали, а целью являлось пресловутое освоение средств? - задается вопросом аналитик консалтинговой организации Алексей Осинников. - Умеренную господдержку, разумеется, не исключаю. Допустим, в виде компенсации части банковской процентной ставки при закупке оборудования. Но, когда из казны щедро финансируют коммерческие проекты, обычно обнаруживаются алчные бездельники, "подсевшие" на финансовые потоки и доказывающие: успех, мол, близок, но необходимы дополнительные вливания.
Ровно четыре года назад новое правительство Югры вышло из состава акционеров ОАО "Полярный кварц", передав свою долю, 54,7 процента, "Корпорации развития". Последняя, существующая за счет многомиллиардных отчислений ключевых акционеров - Югры, Тюменской области и ЯНАО, стала совладельцем кварцевых активов еще раньше, когда называлась длинным именем "Урал промышленный - Урал Полярный". Сменилось руководство, провело ревизию всего хозяйства, заявив: объекты построены с грубым отступлением от проектно-сметной документации, также далеко не совершенной, оборудование смонтировано небрежно, законсервировано абы как, бюджетные деньги потрачены неэффективно. Последовало возбуждение уголовного дела против экс-гендиректора предприятия.
Затем корпорацию потрясла еще одна смена топ-менеджмента. Обследование наследства, доставшегося от предыдущей дирекции, подтвердило предыдущие выводы относительно состояния объектов. Очевидных перемен к лучшему не произошло, заключили ревизоры. Вдобавок потерян потенциальный инвестор в лице госкорпорации, готовой было вложить 1,3 миллиарда рублей. Заключив рамочное соглашение с уральской структурой и правительством Югры об участии в "Полярном кварце", она пошла на попятную. Ее глава осенью прошлого года объяснял в Госдуме: "Нам нужна абсолютная прозрачность, полный контроль над менеджментом… Нет ни того, ни другого. Расходы мы не понимаем, цены не понимаем…".
К слову, топ-менеджер госкорпорации привел пример противоположного свойства - уверенного наращивания мощностей аналогичного завода в Кыштыме, построенного в тесном партнерстве с местным горно-обогатительным комбинатом и японской компанией. Той самой, замечу, которая 12 лет назад намеревалась войти в "Полярный кварц", да раздумала. Южноуральское предприятие в прошлом году утроило объем экспорта высокочистых кварцевых концентратов, используемых в микроэлектронике, солнечной энергетике. Из них лишь два процента идут на нужды российских товаропроизводителей - внутри страны жалкий спрос на концентраты, отрасль в аутсайдерах, констатируют переработчики. Настораживающий факт.
Даже если завтра в ХМАО по-настоящему заработают два упомянутых цеха, нет повода для ликования. Ибо это первичный передел с туманными перспективами сбыта. Везти полуфабрикат за тысячу километров в Кыштым бессмысленно - там пока своего хватает, недорогого. Другой вариант предусматривает поставку в Южноуральск на завод "Кристалл" небольших партий кускового кварца "для выращивания кристаллов пьезокварца". Вообще, чтобы доходы гарантированно превышали расходы, желательно на месте получать продукты с высокой добавочной стоимостью.
В текущих планах - отбор оптимальных технологий обогащения руды, включая химическое, испытание опытных промышленных установок, изучение рыночного спроса на кварцевые крошку, муку, пыль. Продолжается аудит завода в Нягани, "актуализация концепции, технико-экономического обоснования проекта". Горизонты будут видны через год-полтора, обещают руководители корпорации. По словам первого заместителя гендиректора Павла Кадушина, державшего отчет перед законодателями Югры, если эксперты придут к выводу о целесообразности развития комплекса, может потребоваться дополнительно от 20 до 50 миллионов долларов. Убедят инвесторов цифры - деньги обязательно придут.
- Замораживать проект, останавливаться на полпути недальновидно, - убежден заместитель губернатора Югры Павел Сидоров. - Ждем отдачи в ближайшие годы. Налоговые поступления в бюджеты могут исчисляться сотнями миллионов рублей.
Между тем
Идут поиски многотомного проекта прокладки по восточным предгорьям Урала железнодорожной магистрали в рамках канувшего в Лету мегапроекта "Урал промышленный - Урал Полярный". В свое время многие экономисты доказывали его экономическую ущербность, однако сторонники строительства ветки добились выделения из федерального бюджета около четырех миллиардов рублей на ее проектирование. Заказчиком выступала все та же уральская корпорация. Работы выполнены и оплачены, Главгосэкспертиза дала положительное заключение. Но вот где сейчас хранится документация, достоверно неизвестно.