Достаточно взглянуть на список, чтобы понять: наверняка c ситуацией, когда в поликлинике или больнице пациента вынуждали заплатить, сталкивался каждый.
В "горячую" десятку анализов, диагностических процедур и лечебных манипуляций вошли: исследование крови на гормоны щитовидной железы; удаление зуба; анестезия (в частности в стоматологии); первичный прием у дерматолога; проведение МРТ, КТ в сроки ранее чем через 1-2 месяца.
Продолжают "горячий" список приобретение расходных материалов для оперативного лечения травм, заболеваний костно-мышечного аппарата (например, металлических пластин, искусственных суставов для эндопротезирования); приобретение искусственного хрусталика при оперативном лечении катаракты; предложение дополнительного вида физиолечения (например, электрофорез - бесплатно, а УВЧ или УФО - уже за деньги). Замыкают перечень предложение купить назначенные врачом лекарства во время стационарного лечения (по закону, все медикаменты в больницах пациенты получают бесплатно) и оплата курса массажа или занятий лечебной физкультурой. Опять же, если массаж был назначен лечащим врачом по медицинским показаниям, пациенту его не должны делать за деньги.
"Понятно, что этот перечень далеко не исчерпывающий, - пояснили "РГ" в Межрегиональном Союзе медицинских страховщиков (МСМС). - Пациентам нередко предлагают оплачивать и другие виды анализов, диагностических и лечебных процедур, которые входят в программу ОМС".
"В случаях откровенного вымогательства и тогда, когда человек сомневается, правомочно ли ему предлагают за что-то заплатить, нужно обращаться в свою страховую компанию, - пояснил "РГ" представитель МСМС Сергей Плехов. - "Своя" компания - это та, где вы получали полис обязательного медицинского страхования, к которой вы "прикреплены". Страховщики не просто помогут разобраться в ситуации, они обязаны действовать в интересах пациента". Если входящие в программу госгарантий виды помощи предлагают в медучреждении за деньги - это серьезное нарушение. Тем более что нередко медучреждение пытается заработать дважды: взяв плату с пациента, выставляет счет за эту же услугу страховщикам. Поэтому медицинские страховые компании заинтересованы в получении подобной информации от граждан.
"Во многих компаниях открыты телефонные линии. Большинство спорных моментов, когда пациенты обращаются к нам за помощью, удается разрешить в досудебном порядке", - уточнил Сергей Плехов.
Что же делать, если деньги пациент уже заплатил? Есть ли возможность их вернуть? "Страховые компании уполномочены помогать пациентам урегулировать спорные ситуации с медучреждениями, - сообщила "РГ" исполнительный директор по экспертизе и защите прав застрахованных страховой компании Татьяна Серебрякова. - Только надо понимать, что нужно иметь документальные подтверждения факта, что вас лечили за деньги. Если был заключен договор на предоставление платных услуг, пациенту понадобится предъявить копию договора. Может потребоваться выписка (копия записей) из амбулаторной карты. Если, например, проводилась оплата анестезии при посещении стоматолога, можно предъявить квитанцию и чек о внесении денег. Если больного направляли на стационарное лечение, а в больнице предлагали за что-то доплатить, может понадобиться направление на госпитализацию, в котором указано, что лечение проводится в рамках ОМС. По всем этим документам будет проведена экспертиза, какая именно услуга была оказана, правомочно ли было взимать за нее плату. Если факт оплаты подтвердится, медучреждение накажут штрафом. И главврач, подписав соответствующий акт, будет обязан урегулировать ситуацию с пациентом. Проще говоря, вернуть ему деньги".
Правда, есть случаи, когда денежные поборы установить сложно. Все суммы, которые пациент передает врачам "налом", в карман "мимо кассы" - это доказать практически невозможно. Кроме того, в договорах нередко стали прописывать мелким шрифтом "хитрый"пункт. Дескать, пациент предупрежден, что имеет право получить ту же самую услугу за счет ОМС. В таких случаях получается, что пациент сам согласился платить.