31.08.2016 22:04
    Поделиться

    Ветераны Северных конвоев встретились в Архангельске

    Их осталось совсем немного - ветеранов Второй мировой, прошедших по морю "Дорогой бомб". Так окрестили сами участники Северных конвоев этот маршрут ленд-лиза, проложенный в Архангельск 75 лет назад первым караваном под названием "Дервиш".

    По случаю памятной даты в столице Поморья и соседнем Северодвинске состоялся большой сбор. В числе самых почетных гостей - те немногие из участников полярных конвоев, кто остался в живых и нашел силы приехать. А рядом с ними - послы и представители дипломатических миссий США, Великобритании, Канады, Исландии, Новой Зеландии, Австралии, Польши, Нидерландов, Франции. Во главе британской делегации принцесса Анна, дочь королевы Елизаветы II. Она, как было объявлено еще накануне, привезла в дар Архангельску "Арктическую звезду" - государственную награду Великобритании, которая вручается за службу в полярных конвоях.

    Первый юбилей "Дервиша" - 50 лет - наша страна широко отметила в 1991 году: тогда Архангельск принял более трехсот ветеранов полярных караванов из СССР, Англии, США, Канады. В Баренцевом море были организованы общефлотские учения по проводке конвоя "Дервиш-91" с участием советских кораблей и Британского королевского флота. Встречам наших моряков не помешал даже путч 19-21 августа - боевые традиции оказались сильнее политических кризисов...

    За прошедшую четверть века строй ветеранов, прибывших на юбилей "Дервиша", стал меньше в десять раз. Теперь в нем 35 россиян, семеро британцев и двое американских моряков. Почти треть - в инвалидных колясках. Первыми встретили гостей ребята из Морской кадетской школы. Мальчики в бескозырках пока еще не осознают, что становятся крайним звеном в цепочке памяти, которая свяжет уходящих от нас солдат Победы с теми, кто придет в этот мир завтра.

    Среди ветеранов - юнги Северного флота. Многие из них начали служить на судах, сопровождавших конвои, в 13-14 лет.

    - Больше было некому - отцы наши ушли на фронт, в Архангельске остались женщины да дети, - вспоминает архангелогородец Валерий Неклюдов.

    После школы юнг Северного морского пароходства Валерий попал на грузопассажирский пароход "Мудьюг", сопровождавший конвои.

    Вместе с боевыми друзьями отмечает юбилей конвоев и юнга Юрий Будиев. Он рассказал журналистам, что отношения с иностранными моряками у северян складывались дружеские: жители военного Архангельска хорошо понимали истинную цену муки и тушенки, доставленных в город "Дорогой бомб".

    Джозеф Генри Грю приехал в Архангельск из Лондона. Для того чтобы возложить цветы к Вечному огню, он собирает все свои силы и встает с инвалидной коляски - несколько шагов даются с трудом...

    - Я сопровождал в Архангельск и Мурманск три конвоя, работал инженером на Flowerclass Corvette, - рассказал "РГ" английский ветеран. - Самым тяжелым был PQ16 в 1942-м - мы сопровождали в вашу страну 35 судов с грузами из Америки, Великобритании и Канады. Нас бомбили пять дней подряд не переставая, несколько судов было потоплено. Но стратегически важный груз мы доставили!

    Фото на память: рядом с Джозефом Генри Грю - Иван Никонов из Москвы. Во время конвоев он служил техником в авиационном полку Бориса Сафонова. Летчики-североморцы охраняли суда союзников от немецких налетов. Подготовил к бою 70 самолетов, в том числе полученных по ленд-лизу.

    - Ни одной вынужденной посадки у моих истребителей не было! - вспоминает Иван Петрович. - Но из полка Сафонова в этом году я остался один - все мои боевые товарищи, с которыми раньше приезжал в Архангельск, ушли...

    Неужели угаснут традиции боевого братства, когда уйдут последние ветераны? Ответ может быть только один - останутся.

    - Предлагаю организовать колонну "Дервиш" в составе "Бессмертного полка", который каждый год проходит по Архангельску 9 Мая, - поделился с "РГ" губернатор области Игорь Орлов. В тот же день он вручил памятные знаки "Дервиш-75" ветеранам северных конвоев из России, США и Великобритании.

    А посол Новой Зеландии Иэн Хилл напомнил, что и "группа летчиков королевских военно-воздушных сил Новой Зеландии осуществляла боевые полеты бок о бок с советскими летчиками. В ее состав входил новозеландец, полковник авиации Генри Рэмсботтом-Ишервуд: он стал одним из четырех иностранцев, награжденных орденом Ленина".

    По словам дипломата, установленные во время Второй мировой войны связи между Новой Зеландией и Россией заложили основу для долговременных дружеских отношений между государствами. И таким наследием мы обязаны дорожить.

    Прямая речь

    Владислав Кононов, исполнительный директор Российского военно-исторического общества:

    - Закон о ленд-лизе, который был принят в США и распространен помимо СССР еще на 30 стран, стал важнейшим механизмом международного сотрудничества в борьбе с фашизмом. Из общей суммы в 50 миллиардов долларов СССР получил в 1941-1945 годах товаров, техники и сырья приблизительно на 10 миллиардов. Это истребители, танки, почти полмиллиона автомобилей, две тысячи паровозов, 44 тысячи станков, 11 тысяч вагонов. Как повлияла такая помощь на исход войны и насколько приблизила Победу? Это вопрос для профессиональной дискуссии. Но уже сейчас можно сказать, что тот опыт, который был получен Советским Союзом и странами-союзниками в рамках ленд-лиза, служит примером коллективной борьбы за безопасность. Он вполне может быть востребован сегодня - и для сохранения мира, и для противодействия тем угрозам, которые объективно существуют. В первую очередь, это касается борьбы с международным терроризмом и наркотрафиком. Перед лицом новых вызовов мы сочли необходимым напомнить о международном сотрудничестве, которое зародилось в 40-е годы, и перекинуть мостик в день сегодняшний.

    Подготовил Александр Емельяненков

    Между тем

    Нашлись танк и паровоз

    Помощь союзников, что не дошла по ленд-лизу, поднимают со дна. Летом 2016-го у острова Кильдин в Баренцевом море в рамках учений поисково-спасательных сил Северного флота с борта потопленного в годы войны американского транспорта Thomas Donaldson подняты зенитное орудие М-2, два пулемета "Эрликон", средний танк "Шерман", несколько колесных пар и даже 100-тонный локомотив. Часть этих экспонатов после восстановления займет место в военных музеях.

    Поделиться