"В рамках образовательного процесса детям должно уделяться внимание, по возможности - равное. Но есть дети, которые проявляют особые качества, проявляют способности с ранних лет, и здесь активную роль должно играть государство", - заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев.
Одна из важнейших задач системы образования - раннее выявление талантов у таких детей и их максимальное развитие, уверен он. "Наша задача - создать условия для развития и самореализации одаренных детей, научиться как можно раньше распознавать их потенциал и помогать раскрыться их способностям", - подчеркнул глава кабмина.
Он напомнил, что работа по выявлению и развитию молодых талантов ведется в России с 2012 года. Координирует поддержку Национальный координационный совет. Важный способ выявления талантов - олимпиады. Так, в прошлом году во Всероссийской олимпиаде приняли участие около шести миллионов школьников.
"Механизмы поддержки одаренных детей должны стать общенациональной системой", - убежден Медведев. В связи с этим он заявил о необходимости развития образовательных организаций для талантливых учеников, преподавать в которых должны лучшие учителя. Их подготовка должна проводиться в том числе на базе ведущих университетов, считает глава правительства. Кроме того, преподаватели в таких образовательных организациях должны использовать "самые современные формы и методы обучения", добавил он.
На что будет делать упор Минобрнауки, поддерживая таланты, рассказала глава ведомства Ольга Васильева. По ее словам, для выявления одаренных ребят будут активнее использоваться конкурсы, причем их тематика будет разнообразней, чем сейчас. Ведь важно искать таланты в разных сферах. В частности, в 2017-2018 учебном году планируется утвердить положение о всероссийском конкурсе школьных проектов и привлечь регионы к его организации. "Отличительной особенностью конкурса является то, что он носит надпредметный характер, и здесь каждый ребенок может предложить свой проект, свое изобретение, свою акцию", - сказала министр.
Планируется развивать и систему грантов для одаренных студентов. Конечно же, чтобы получить средства поддержки, нужно взять на себя обязательство работать в стране.
Важным Васильева назвала и развитие детских центров для работы с одаренными детьми. Нужно создать целую сеть таких организаций.
"Развитие таланта - задача учителя, - добавила министр. - Для этого мы будем повышать квалификацию преподавателей, проводить семинары и конкурсы мастерства".
Конечная цель программы поддержки - воспитать достойное будущее поколение, резюмировала Васильева.
России необходима выстроенная модель подготовки кадров - "начиная со школьной скамьи", продолжил тему глава Минкомсвязи Николай Никифоров. Он особо остановился на подготовке IT-специалистов, которые сейчас особенно нужны стране. "Подготовка программистов, специалистов в области IT высокой квалификации - это такой же сложный процесс, как подготовка олимпийских чемпионов, - сравнил Никифоров. - Здесь поздно начинать с первого курса вуза, нужно начинать со средних классов школы в возрасте примерно 12 лет". Министр привел примеры того, как таланты в этой сфере выявляются. Например, акция "Час кода", охватившая в прошлом году половину всех школьников, позволяет ребятам попробовать себя в качестве начинающих программистов.
Важная мера поддержки - рост числа бюджетных мест в вузах для IT-специалистов. Сегодня таковых уже 45 тысяч. "Таким образом, мы видим передачу талантливой молодежи в вуз и далее в индустрию", - подытожил Никифоров.