Какие сады стали модными сейчас в России

До конца недели на ВДНХ продолжает работу уже ставший традиционным для Москвы фестиваль "Сады и люди". Наш корреспондент побывала на "спектаклях" театра природной красоты и побеседовала с их режиссерами.

- Этот сад - бронзовый призер - называется "Времена года" и посвящен Петру Ильичу Чайковскому. - Первая клумба - зима, противоположная - лето, а вот там, под сосной, ландыши цвели, обозначая весну. Два арт-объекта символизируют метания души композитора и нотный стан, - куратор Анна Лозинская говорит о садах как о высоком искусстве.

Решаюсь пошутить: "А моя мама сказала бы: "Ой, как давно грядки не пололи!"

- Нет, это сад "новой волны", - ни на йоту не уступает Анна. - Для него характерны смешение цветов и злаков и малоухоженность. Это самое модное, что сегодня есть. Чем ближе соприкасаются в цветнике рукотворная и природная части, тем сильнее сад как произведение искусства. Вот посмотрите, сад - серебряный призер - мраморные камни, привезенные из Краснодара, выглядят так, будто они всю жизнь здесь лежали, а стекающая по ним вода - настоящий водопад.

И для пущего эффекта естественной природы она включает туманогенератор.

- Сад - не картинка, удовлетворяющая прихоть, как модное платье или автомобиль. Нет, он должен трогать душу... А такой фестиваль, как наш, задает настоящие стандарты - "что такое красиво в ландшафте", - объясняет миссию фестиваля его президент Ирина Савватеева. - У нас можно наблюдать самые модные и популярные тенденции. Одна из них как раз мода на цветники "новой волны". Созданные из многолетников и злаков, они по внешнему виду близки к природе, очень практичны в уходе, и картинка в них постоянно меняется. По сути это картинка облагороженной, подчеркнуто красивой природы.

Садовое искусство, на первый взгляд, демократично. Ты можешь не понять "Мону Лизу" да Винчи или "Венеру" Тициана, но цветок, трава, куст, дерево вроде бы не требуют специальных знаний и изощренного восприятия... Хотя бы потому, что природа старше искусства и сотворена Богом, а не человеком, а Он больше беспокоился об общедоступности.

Однако быстро понимаешь, что эта выставка, как и всякая достойная выставка, - пространство если не для культурно-чопорного, то для внимательного и тонкого зрителя. Если хочешь что-то понять и почувствовать, включай режим внутренней тишины. Впрочем, есть одно отличие от вернисажа или театра - релакс. Природа просто толкает вас в расслабление, выключает напряжение, все шумы отступают от тихого звука вытекающей из "водного камина" ( специальный приз жюри) воды.

- Мы должны дать достойный ответ на вызов нарастающего городского напряжения, - подчеркивает Ирина Савватеева. - Город же - очень агрессивная, пестрая (и не всегда гармонично пестрая), давящая на все человеческие чувства среда. А в наших садах со спокойными монохромными решениями, часто без цветов (это тоже модно), обязательно должно быть что-то умиротворяющее.

Впрочем, чтобы дело не дошло до сонной одури, какой-нибудь арт-объект тут же подымает ваши впечатления на дыбы. Только ты расселся на прессованных соломенных кипах и опьянел от запаха сухой травы, как взгляд ломается о странно взметнувшуюся авангардистскую по виду садовую крышу.

- Есть сады концептуальные, и это один из них, - поясняет Анна. - Он, между прочим, уже куплен прямо на выставке известным конным клубом.

Цену назвать отказывается, но, надо думать, она немалая. Придумать и построить сад - дорогое занятие. Но как же радостно, что "большое искусство", пусть даже садовое, находит ценителей.

Так мы и шли, стараясь не потерять простого зрительского реализма и юмора, но при этом не отмахиваясь от настойчивого чувства, что прямо на твоих глазах рождается язык незнакомого искусства (или квази-искусства?) и по-новому оформляется какая-то очень важная сторона человеческого бытия.

В какой-то момент - может, в тот самый, когда в старом зеркале на садовой ширме отражаешься ты сама, а Анна спешит объяснить: "Это стиль Шебби шик с использованием старинных вещей. Зеркала продолжают сад вдаль, но нужны небольшие, о большие разбиваются птицы" - ты понимаешь, что сады начинают с тобой говорить древним языком чувств и впечатлений, который старше языка слов.

И вот уже подруга, которая высмеивала "концептуальность" садов ("В Интернете мне не понравились сады-победители"), замирает перед садом, получившим Гран-при.

Русский музей попросил известного садового дизайнера Мэтью Чайлдса поучаствовать в фестивале "Императорские сады", но в последний момент выяснилось, что правила не позволяют трогать газон в музейном парке, а у Мэтью он должен быть сгоревшим...И тогда сад "Черный куб" (автор был вдохновлен "Черным квадратом" Малевича) прибыл на фестиваль "Сады и люди" и получил безоговорочное Гран-при. Сожженная площадка в начале экспозиции символизирует взгляд взрослого человека. Затем ты заходишь в кубический павильон, садишься ("А лучше ложишься, - говорит Анна) и смотришь в небо в большую квадратную прорезь над головой. "Это работает, как машина времени. Посмотрите в прорези по бокам куба: в них травы с влажных и сухих лугов символизируют взгляд ребенка", - добавляет Анна. Но если бы даже она ничего не сказала, травы бы сказали все это сами. На немом языке чувств.

И вот мы уже гладим обгоревшие стволы деревьев в саду "2010". Сад - золотой призер - посвящен пожарам 2010 года, и деревья в нем аутентичные, облизанные огнем в лесу под Тольятти. Ну и где наш ми-мишный запрос на колокольчики-лютики? Стоим и гладим обгоревшие стволы как голову обожженного горем человека.

Экскурсия заканчивается садом нашего гида Анны Лозинской. Защищенный от внешнего мира, с очагом "Ежик в тумане" и живым огнем в нем он похож на "зеленый кабинет".

А ночью, на экране закрытых глаз - сухие злаки из сада "Время собирать", утонувшая в них кровохлебка и крокосмия с несправедливым названием "Люцифер".