Новости

01.09.2016 07:00
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Вынужденный транзит

В этом году 230 тысяч российских студентов работали повсюду, от Крыма до строек Дальнего Востока и Крайнего Севера. А вот добирались они до мест назначения с огромным трудом.
Впервые за помощью к стройотрядовцам обратилась Крымская фруктовая компания Фото: Архив РСО Впервые за помощью к стройотрядовцам обратилась Крымская фруктовая компания Фото: Архив РСО
Впервые за помощью к стройотрядовцам обратилась Крымская фруктовая компания Фото: Архив РСО

Билетов нет

В связи с закрытием турецкого и египетского направлений российские туристы ринулись осваивать отечественные курорты. Перевозчики к сезону подготовились. Например, железные дороги на месяц раньше обычного запросили массовый выход студентов-проводников на работу. Сейчас этот отряд обеспечивает более четырнадцати процентов объема летних пассажирских перевозок. Но спрос побил рекорды.

- Поезда с июня по сентябрь были забиты под завязку, даже купейные вагоны. Железнодорожники по максимуму увеличили составы, использовали все технические возможности депо. Но, похоже, отправить к местам отдыха удалось далеко не всех желающих, - констатирует комиссар проводников Российских студенческих отрядов (РСО) Роман Борщевский.

Особенности необычного лета ощутили в полной мере и сами бойцы. К началу трудовых каникул билеты на прямые авиарейсы до Сахалина оказались полностью выкуплены. Из 160 омичей 42 добирались до места назначения транзитными самолетами, остальные - с пересадками, по железной дороге и на автобусах. В Крым студентам тоже пришлось добираться с приключениями, едва ли не автостопом. Иных вариантов просто не было. Уехать обратно по окончании работ оказалось еще сложнее. Например, в Новороссийске ребята четверо суток пропадали на вокзалах, чтобы купить билет домой.

Шкаф без скелета

Тем не менее студенческие комиссары отмечают, что трудовой сезон сложился удачно. В последнее время на стройках стали серьезно отслеживать нелегалов. Между тем потребность в рабочих низкой квалификации остается довольно ощутимой. К тому же большое количество объектов возводят по линии министерств обороны и транспорта, где к уровню безопасности предъявляют высокие требования. Взрослые труженики низкой квалификации, как правило, имеют скелеты в шкафу (судимость, алкоголизм, хронические заболевания). На стройки Роскосмоса, Росатома, минобороны и "Газпрома" таких не берут. И у бойцов РСО, которые всем этим не страдают, по сути, нет конкурентов.

- Поэтому в нынешнем году мы практически не потеряли объемов в строительстве. Только из Омска на ответственные государственные объекты отправилась тысяча бойцов, - сообщил корреспонденту "РГ" руководитель штаба студенческих отрядов Сибирского федерального округа Алексей Потейко.

А вот в родном городе, где по случаю 300-летнего юбилея развернулись масштабные работы, омским стройотрядам места не нашлось. Вузы могли бы использовать студенческий труд в ремонте корпусов, однако почему-то этого не делают. Возможно, одна из причин - в том, что сотрудничество РСО предполагает официальные отношения, без теневых и конвертных схем. Впрочем, с одним из вузов - Омским университетом путей сообщения - студенческий штаб активно взаимодействует, и, судя по всему, эта практика продолжится. "Ребята, сложившие стену своими руками, никогда ее не разрисуют и другим не позволят", - философски резюмируют в ректорате.

Попали в яблочко

Если прежде студенты активно возводили олимпийские объекты в Сочи, то теперь стоят Крымский мост и обекты на другой части черноморского побережья. Впрочем, потребность в рабочих руках испытывают не только на стройках. Например, заметно пополнил свои ряды сводный сервисный отряд, который этим летом обслуживал ялтинских туристов. Студенты трудились официантами, горничными, помощниками поваров в гостиницах и кафе, работали озеленителями, расписывали корпуса санаториев. Впервые за помощью к стройотрядовцам обратилась "Крымская фруктовая компания", которая задействовала на своих виноградных, ореховых и яблочных плантациях за смену до 600 студентов. И в перспективе потребность в них будет расти. С соответствующим запросом в штаб РСО уже обратились представители других заготовительных компаний полуострова.

Новый импульс развития получил еще один сельскохозяйственный отряд, который собирает урожай на плодово-ягодных плантациях Алтайского края. Здесь уже налажены прочные связи с профильным вузом и хозяйствами. За полевую страду студенты в среднем зарабатывают по 25 тысяч рублей. А вот другие регионы этим пока похвастать не могут.

Выйти из-за стола

Успехи успехами, однако в сфере РСО накопилось немало проблем, которые самостоятельно, без участия власти, стройотряды решить не в состоянии. Одна из них - социальная незащищенность отдельных студентов, которых государство поддерживает пенсиями и выплатами, но только до тех пор, пока они не получают зарплату. И неважно, что трудовой семестр для студентов - явление временное и тоже, по сути, является социальной поддержкой. Ребята лишаются выплат даже в рамках учебной практики в РСО. И это противоречит здравому смыслу, - отмечают в руководстве Российских стройотрядов.

Еще одна проблема - к месту назначения бойцам приходится добираться за свой счет. Пока льготы на перелет для них существуют только по маршруту "Москва - Владивосток". А по остальным направлениям их нет, как нет и на железной дороге. Проезд в плацкарте, который во время каникул стоит дороже, чем в самолете, ощутимо бьет по карману. И это - тоже тема для законодателей и монополистов.

Оставляет желать лучшего и ситуация в сфере педагогических отрядов.

- Дело в том, что в настоящее время этот рынок никак не регулируется, поскольку профессии "вожатый" не существует в принципе. И пока она не появится в государственном реестре, задача качественной подготовки специалистов, которую перед ССО ставит министерство образования РФ, вряд ли будет полностью решена, - поясняет Алексей Потейко. - Мы уже не первый год поднимаем этот важный вопрос, однако до сих пор он обсуждается только на уровне круглого стола.

Штабисты уверены, что время решать эти проблемы на высшем уровне настало давно. К этому подталкивают и новые образовательные стандарты, предусматривающие так называемый компетентностный поход, который, помимо базовых вузовских знаний, предполагает создание условий для того, чтобы молодые специалисты получали опыт организации труда, общения и выстраивания деловых отношений. По словам командиров РСО, сделать это довольно просто - отправить будущего юриста, экономиста или инженера в стройотряд. Практика того же проводника или вожатого, работа в иной команде, даст ему такой набор компетенций, что лучше не придумаешь.

Сейчас, когда создается российское движение школьников, самые опытные бойцы сразу оказались востребованными и пошли на повышение. Сибирские отделения возглавили бывшие кураторы вожатского движения. К тому же за последние годы РСО стала уже не просто общественной организацией, а структурой, имеющей опыт работы в десятке отраслей экономики, серьезно занимающейся подготовкой кадров, отвечающей за безопасность, охрану труда, нацеленной на повышение качества работы. Поэтому кадры, выросшие в отряде, государству и бизнесу могут очень пригодиться. В свое время бойцовки ССО носили Владимир Путин, Валентина Матвиенко, Александр Хлопонин, Геннадий Зюганов, Сергей Лавров, Леонид Якубович и многие другие. Современная стройотрядовская молодежь - это тот самый кадровый резерв, который приходит им на смену.

Экономика Работа Занятость Филиалы РГ Сибирь СФО Омская область