Новости

01.09.2016 13:11
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Полуденный выстрел

Александринка отмечает 260-летний юбилей
Петербургская Александринка, по праву наследующая историю первой русской драматической императорской труппы, отмечает 260 лет со дня основания. Эта дата считается также днем рождения русского профессионального театра и юбилеем государственности российского театра.
Руководитель театра Валерий Фокин произвел выстрел из пушки с Нарышкина бастиона. Фото: Пресс-служба Александринского театра Руководитель театра Валерий Фокин произвел выстрел из пушки с Нарышкина бастиона. Фото: Пресс-служба Александринского театра
Руководитель театра Валерий Фокин произвел выстрел из пушки с Нарышкина бастиона. Фото: Пресс-служба Александринского театра

Торжественные мероприятия начались с церемонии возложения цветов и литии на могиле последнего директора императорских театров Владимира Теляковского, которая находится на Серафимовском кладбище Петербурга. Памятник восстановлен на средства театра. По традиции александринцы возложили цветы на могилы императриц Елизаветы Петровны (ее указом в 1756 году учрежден "русский для представления трагедий и комедий театр") и Александры Федоровны (в ее честь открыта историческая сцена театра) в соборе Петропавловской крепости. На карильоне Петропавловского собора был сыгран вальс-фантазия Глинки, звучащий в спектакле "Маскарад. Воспоминания будущего" (2014 год).

Художественный руководитель театра Валерий Фокин произвел полуденный выстрел из пушки с Нарышкина бастиона. "Освоил новую профессию - стал режиссером военных действий", - улыбнулся Фокин.

Впервые сделали открытым сбор труппы - пригласили журналистов, критиков. И губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко пришел на него, чтобы поздравить коллектив. Вручил Валерию Фокину премию правительства города "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства Санкт-Петербурга".

- 260 лет - дата серьезная, важная, историческая. Мы шли к ней весь предыдущий сезон, - сказал Фокин. - Но нужно и дальше двигаться. Театр должен быть живым. Не важно, сколько ему лет - 5, 200 или 500. Как только наступает успокоение - это конец. Опасность национального театра - превратиться в этнографический музей. Наша задача - избежать этого. Главное, чтобы 261-й сезон получился ярким, интересным, насыщенным.

В праздничный день можно и похвастаться. У нас с успехом прошли гастроли в Ульяновске. Там очень хорошая театральная публика, тонко разбирается в спектаклях, вычитывает разные смыслы. В Москве мы представили 8 спектаклей. Огромный интерес зрителей и утверждение: старейший русский театр продемонстрировал художественное разнообразие. Труппа гибкая, воспитанная разными режиссерами, разных школ, манер, старшее поколение охотно, увлеченно работает с молодежью. Это и есть живой театр.

Освоил новую профессию - стал режиссером военных действий, - с юмором заметил Фокин

Наш театр, единственный из России, приглашен в октябре 2017 года на Театральную олимпиаду в польский город Вроцлав. Мы покажем спектакль "Маскарад. Воспоминание будущего" по драме Лермонтова и спектаклю Мейерхольда 1917 года. В следующем году исполнится 100 лет со дня премьеры спектакля Мейерхольда. Планируем завершить очередной этап работ по восстановлению мемориальных могил. Состоится открытие памятника на могиле главного художника императорских театров Александра Головина, автора знаменитых костюмов и декораций к спектаклю Мейерхольда "Маскарад".

10 сентября открывается X международный фестиваль "Александринский". Премьеру "Преступления и наказания" по роману Достоевского представят  александринцы вместе с режиссером Аттилой Виднянским, художественным руководителем Венгерского Национального театра. Приедут  со спектаклями Пекинский Народный художественный театр, Национальный театр "Габима" из Израиля, Театр Пикколо ди Милано, труппа Тадаши Судзуки.

В новом сезоне Александринский театр выпустит несколько премьер. Греческий режиссер Теодорос Терзопулос будет репетировать пьесу Брехта "Мамаша Кураж и ее дети". Итальянский  режиссер Лука де Фуско, руководитель Театра Стабиле ди Наполи Лука, поставит "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло. Далее московский режиссер Виктор Рыжаков возьмется за "Оптимистическую трагедию" Вишневского. На Новой сцене Александринского театра Михаил Патласов поставит "Чука и Гека" Гайдара, а Николай Рощин -  "Баню" Маяковского.

Валерий Фокин хочет сделать спектакль о молодом Сталине. "Меня интересует время до 1917 года, там было много всего - и авантюрного, и криминального, и чистого. Сейчас готовим текстовую основу", - поделился режиссер.

В театре произошли структурные изменения. Упразднена должность главного режиссера Новой сцены, которую занимал Марат Гацалов (поставил спектакли "Теллурия", "Новое время"). Там будет творить арт-команда. Вместе с худруком Валерием Фокиным теперь будет работать Николай Рощин - в статусе главного режиссера театра. В репертуаре спектакли Рощина "Старая женщина высиживает", "Ворон", он автор сценографии к спектаклю Фокина "Сегодня. 2016", а недавно они вместе выпустили в Неаполе трагедию Еврипида "Троянки".

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"