Новости

01.09.2016 12:23
Рубрика: Общество

Знания не выбирают

Эксперты считают: и вводить новые предметы, и исключать "ненужные" - палка о двух концах
Самые важные предметы - алгебра и русский язык, самые бесполезные - труд, экономика и этика. Такие результаты получил ВЦИОМ, опросив родителей российских школьников. Корреспондент "РГ" побеседовала с экспертами и попыталась выяснить, каких уроков юным петербуржцам не хватает и есть ли такие, на которые можно было бы не тратить часы учебной программы.
 Фото: depositphotos.com  Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Чтобы смотреть на звезды

Вопрос о том, какими предметами можно было бы дополнить школьную программу, довольно болезненный. В этом легко убедиться, изучив форумы в Интернете, где количество предложений равно количеству призывов не нагружать и без того перегруженных детей. Тем не менее, о важных дисциплинах, "оказавшихся за бортом", разговор то и дело заходит.

Лидером в этом списке остается, пожалуй, астрономия. Этой весной недостатком "небесных" знаний всерьез обеспокоились в Роскосмосе. Вместе с Московским планетарием госкорпорация начала собирать подписи за возвращение предмета в расписание старшеклассников и даже выразила готовность помочь в создании учебников и методических пособий для учителей, а для популяризации науки привлечь космонавтов. На введении старого-нового предмета (до революции 1917 года в стране выпускалось 45 различных учебников по астрономии только на русском языке) настаивают не только ученые - интересен он и россиянам в целом. Так, согласно исследованию все того же ВЦИОМа, астрономия замыкает тройку областей науки, которые вызывают наибольший интерес у наших соотечественников, после медицины и технических достижений. Но все-таки большинство учащихся остаются в этой области невеждами, подчеркивают эксперты и вспоминают случай двухлетней давности с олимпиадой в Адыгее, когда лучшим результатом стали шесть баллов из 50. После этого в регионе буквально экстренно открыли спецкурс по астрономии для школьников.

- На самом деле, астрономия в школьной программе есть. Ей посвящен раздел в учебнике по естествознанию. Там все написано, и написано вполне правильно, - комментирует сотрудник Пулковской обсерватории Георгий Гончаров. - Другое дело, что учителям даже эта небольшая часть непонятна, они в ней совершенно не разбираются. Поэтому зачастую часы, выделенные на астрономию, им проще замещать физикой или химией. Так и создается впечатление, что астрономия в современных школах не преподается вообще.

Получается замкнутый круг: объявить астрономию отдельным обязательным предметом невозможно, так как нет учителей, а учителей нет, потому что нет спроса на специалистов по преподаванию астрономии. В нынешней ситуации курс "космической" дисциплины может быть только "изюминкой" конкретной школы, но не больше, уверены специалисты. Иначе потребуется коренная реформа системы подготовки кадров.

К кибератакам готовы

А вот с еще одной инициативой вполне могут справиться учителя информатики или ОБЖ - речь идет об основах информационной безопасности. С идеей ввести такой предмет уже выступала Российская ассоциация электронных коммуникаций, озабочены возросшей активностью детей в Сети и родители. К слову, во многих странах школьники уже посещают такие уроки. В Израиле, например, дисциплина называется "Теория и практика кибервойн", а старшеклассники учатся бороться с компьютерными вирусами, правильно вести себя в социальных сетях, не подвергать свои персональные данные утечке. Пока в Минобрнауки РФ лишь согласились с тем, что вопросам информационной безопасности действительно необходимо уделять серьезное внимание.

Все та же интернет-активность заставляет чаще вспоминать о логике и риторике. Во время повального увлечения соцсетями развивать способность к мышлению и ведению диалога особенно важно, считают многие. Сейчас в отдельных петербургских школах предпринимаются робкие попытки ввести эти уроки в качестве факультатива.

Убрать нельзя оставить

Иногда в попытках "оптимизировать" российское образование родители и эксперты глядят на Запад. В американской системе есть, к примеру, курсовое обучение, предметы для курса ученик выбирает сам. Вот и у нас звучат опрометчивые идеи: обществознание - пустая трата времени, биология нужна далеко не всем, геометрия никогда в жизни не пригодится.

- Именно поэтому ни на какие опросы общественного мнения в этом вопросе ориентироваться нельзя. Если уж исключать тот или иной предмет, нужно привлекать к этому специалистов, - считает и. о. заведующего Институтом общего образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педобразования Антон Левкин. - Да, учебный план неидеален, но все-таки это продукт долгой эволюции образования. Даже пресловутая физкультура, конечно, должна быть. Другое дело, внимательнее могут быть рассмотрены отдельные ее аспекты. Например, нужна ли оценка? Ведь он направлен прежде всего на здоровье детей, а наличие спортивных умений и навыков - это немного другое.

По словам эксперта, как вводить новые предметы, так и исключать "ненужные" - палка о двух концах. В первом случае существует угроза "распыления" образования, а во втором - уход к примитивности.

Про нелюбимые уроки

Среди предметов, которые школьники и родители меньше всего хотели бы видеть в расписании, на первом месте физкультура. При этом особую нелюбовь спортивные уроки вызывают у многих - не так давно исследовательский центр Superjob опросил взрослых петербуржцев, с какими предметами у них связаны самые неприятные воспоминания. Помимо физкультуры были названы, как ни странно, химия, физика и черчение. Интересно, что мужчины чаще женщин сбегали с уроков литературы: "тоску нагоняли все эти образы героев и письма барышень". А женщин гораздо меньше мужчин привлекали математика и труд.

В регионах Общество Образование Филиалы РГ Северо-Запад Наука и образование ВЦИОМ СЗФО Санкт-Петербург 1 сентября - День знаний