01.09.2016 13:39
Поделиться

В Петербурге мошенники притворились благотворителями

Молодых людей в "фирменных" белых майках и с пластиковыми ящичками в руках часто можно встретить в Петербурге - на площади Восстания, в торговых центрах, у метро и других людных местах города.

Они улыбчивы и приветливы, они готовы вручить вам воздушный шарик:

- Пожертвуйте, сколько можете, на помощь больным детям, этот шар - знак того, что мы вместе боремся с раком.

Не верьте! Скорее всего, до больных детей деньги из этих ящичков не дойдут. Петербургский благотворительный фонд AdVita ("Ради жизни"), который помогает людям с онкологическими заболеваниями уже почти 15 лет, бьет тревогу: в последнее время распространился особый вид мошенничества - лжеблаготворители.

Проблема принимает нешуточные масштабы. Анна Типикина из фонда "Добрый Питер" сообщает, что из опрошенных 30 НКО Санкт-Петербурга 15 вплотную сталкивались с ней. Причем пять фондов заявили, что выявили случаи, когда мошенники работали... от их имени!

По мнению Елены Грачевой, координатора программ фонда AdVita, каждому горожанину, чтобы не стать жертвой мошенников, нужно знать несколько нехитрых правил.

Первое: никогда не подавать деньги тем, кто собирает наличные в транспорте: метро, электричках, трамваях-троллейбусах.

- Никогда никаких договоров с благотворителями транспортные организации не заключали - это запрещено законом, - говорит Елена. - Касается это и мест около метро (ступени у входа, площадки перед павильонами), и людных перекрестков, скапливающих пробки у светофоров. Знаете, бывают такие ловкачи, что подходят к автовладельцам, застрявшим в пробках? Стопроцентная гарантия, что они работают на хозяина-мошенника, который отчисляет им процент от сборов.

Распознать мошенничество на улицах тоже довольно просто: надо попросить у "волонтера" документ, удостоверяющий его право на такого рода деятельность.

- Скорее всего, вам предъявят договор, заключенный между этим человеком и некой фирмой-работодателем, - поясняет Грачева. - Но в данном случае требуется документ совсем иного рода.

Здесь вступает в действие правило номер два. Когда благотворительные фонды устанавливают свои ящики для пожертвований в парках, торговых центрах или других общественных местах, они заключают договор либо с местной администрацией, на чьей территории находится эта локация, либо с владельцем ТЦ. Если такой договор между двумя юрлицами представитель фирмы-благотворителя предъявить не может, знайте - все его слова о том, что "нам в порядке исключения разрешили", будут блефом. Поэтому сердобольным гражданам профессионалы советуют быть еще и дотошными: не поленитесь, вчитайтесь в показанные документы. Если сбор денег идет на территории, скажем, Центрального района, у владельца ящика должен быть договор с администрацией муниципального образования Центрального района.

- Если, как у фонда AdVita, ящик установлен в Летнем саду - договор с "Русским музеем", в чьей юрисдикции находится сад, - поясняет Елена Грачева.

Второй документ, который должен быть у владельца ящика, - акт о его вскрытии. Ведь выемка денег происходит только при подписании такого акта. Причем подписей должно быть две: и благотворительного фонда, и юридического лица, предоставившего место для установки ящика.

А как быть с теми несчастными, кто просит деньги "для себя"? Плохо одетые, с тоскливыми глазами люди робко предъявляют картонку, на которой написано что-нибудь вроде "помогите на операцию сыну". Нередко у них и впрямь есть при себе выписка из истории болезни, паспортные данные ребенка и прочие документы. Как-то неловко опускать глаза при их появлении...

- Здесь нужно придерживаться правила N 3, - советует Елена. - Я сама именно так поступаю в подобных случаях.

Надо вникнуть в ситуацию и сообщить человеку адреса и реквизиты настоящих благотворительных фондов, которые могут помочь в его ситуации. Иногда бывает полезно запастись такими визитками заранее. Хороший способ вычислить мошенника - задать вопрос: "А чем еще, кроме денег, я могу помочь?" Если увидите, что интереса ваше предложение не вызывает ("Только наличные!") - будьте уверены, что вас дурят.

- Вообще интерес сборщиков исключительно к наличным - это явный признак того, что дело нечисто, - говорит координатор благотворительного фонда Наталья Эфендиева. - Настоящие волонтеры всегда охотно откликаются на любые предложения о помощи.

А она действительно может заключаться не только в деньгах - нередко благотворительные фонды объявляют сбор, например, старых мобильных телефонов, одежды или обуви, гигиенических салфеток, медицинских масок, памперсов. Бывает, что есть нужда в рабочих руках, в диспетчерской помощи.

Иногда фонды-мошенники действительно оказывают помощь нуждающимся. Но чаще всего - это копейки, чтобы создать видимость работы. Так, в одной из групп соцсетей появились благодарности Зверевского детдома, который признателен фонду "Аурея" за то, что подарил им 35 упаковок памперсов на 15 тысяч рублей, а также блендер, миксер и мясорубку.

Урон, который наносят лжеблаготворители всем нам, - не только моральный. Репутационные потери, по словам координаторов, выливаются во вполне ощутимый финансовый ущерб.

- Если сравнить нынешний период с прошлогодним, - говорит Елена Грачева, - то наши сборы упали примерно на 30 процентов. Безусловно, это связано с тем, что люди стали настороженнее относиться к благотворительности вообще. Распространились настроения типа: "Много вас всяких ходит".

Обратите внимание

Сайты, предлагающие подработку для несовершеннолетних на время каникул, пестрят объявлениями вроде "волонтер за процент от сбора". Однако само это предложение абсурдно: ведь волонтерство означает бесплатную помощь. Когда подростков втягивают в заведомо нечистоплотный бизнес, это разрушительным образом действует на их психику.

Кроме того, родителям не грех напомнить: даже если сами подростки ничего противоправного не делают - формально они могут стать фигурантами уголовного дела. Статья 150 УК РФ предусматривает наказание за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений. Конечно, при условии, что какая-то фирма-лжеблаготворитель будет схвачена за руку и доказано, что она занималась мошенничеством. В любом случае от такого бизнеса лучше держаться подальше.