01.09.2016 09:12

Ученые нашли "настоящие" следы древнейшей жизни на Земле

На территории Гренландии палеонтологи обнаружили следы жизни на Земле, возраст которых превышает 3,7 миллиарда лет. Древнейшие на сегодняшний день останки сохранились в фрагментах горных пород, сообщается в журнале Nature.

Общепризнанной точки зрения как и когда зародилась жизнь на нашей планете нет. Существует несколько свидетельств наличия микробов в первичном океане Земли примерно 3,4 миллиарда лет назад, но многие исследователи полагают, что жизнь могла зародиться гораздо раньше.

Японские геологи, три года назад изучавшие образцы графита из формации Исуа, сформировавшейся в Гренландии около 3,7 миллиарда лет назад, выявили признаки того, что жизнь существовала в тот период. Им удалось показать, что следы жизни в залежах оставлены микробами.

Новые доказательства этой идеи нашла группа исследователей под руководством Аллена Натмэна из австралийского университета Воллонгонга. В той же формации Исуа они выявили "настоящие" останки древнейшей жизни на нашей планете - строматолиты - слоистые камни и породы, внутри которых сохранились отпечатки микробов и следы их жизнедеятельности.

Строматолиты, как принято считать, формировались на мелководьях первичного океана в результате образования крупных колоний бактерий, тела которых и продукты жизнедеятельности постепенно становились осадочными породами, богатыми углеродом и другой органикой. Подобные камни были обнаружены в недавно вскрывшейся части залежей формации Исуа, ранее покрытой льдами. Внутри них содержалось большое количество слоистых структур, конических отпечатков "зазоров" между предполагаемыми микробами и других следов. Органических соединений в них не сохранилось. Вместе с тем, химический состав строматолитов отличается от содержимого окружающих их пород. Это свидетельствует в пользу того, что они сформировались или содержали в себе иные вещества по сравнению с прочими породами формации Исуа. Авторы статьи считают это весомым аргументом того, что их породила деятельность живых существ, и что внешняя сторона конических отпечатков является следами микробов.

Как отмечает РИА Новости, эти выводы, как и статья японских исследователей, вероятнее всего не будут приняты всем научным сообществом. Многие ученые посчитают найденные строматолиты следами абиотической активности в первичном океане Земли.

Однако, по мнению астробиолога NASA Абигайл Оллвуд, эти отпечатки пока действительно являются самым древним и надежным следом появления жизни на нашей планете уже через 400-500 миллионов лет после ее формирования.

Если это подтвердится, ученым придется пересмотреть взгляды на первую жизнь и насколько случайным было ее рождение - в тот период Земля еще продолжала бомбардироваться крупными астероидами, и если жизнь могла сформироваться и выжить в таких условиях, ее появление было не настолько случайным и уникальным явлением, как считается.

Оллвуд считает, что такая картина заметно увеличивает шансы найти следы жизни на Марсе и планетах вне Солнечной системы.