Не бестселлер. Серьезный научный труд, созданный под редакцией академика Геннадия Онищенко коллективом авторов, владеющих малейшими нюансами медицинской службы на железнодорожном транспорте.
Вот сказала: не бестселлер. Наверное, зря. Потому что читать книгу весьма интересно. Прежде всего потому, что она изобилует документами, которые вкупе с профессиональными комментариями дают картину становления службы, свидетельствуют о ее значимости в разные периоды жизни России.
Вот пожелтевший от времени, с буквой "ять" "Указ его императорского величества самодержца всероссийского и правительствующего сената", датированного декабрем 1852 года. Или. В июле 1913 года министр путей сообщения, статс-секретарь С. Рухлов подписал "Распоряжение, объявленное правительствующему сенату об утверждении Правил врачебно-санитарной части железных дорог". В нем, например, сказано, что "для подачи медицинской помощи в особо-экстренных случаях врачебному персоналу дороги предоставляется право требовать назначение дополнительного паровоза с прицепом к нему, в случае надобности санитарного или классного вагона". А вот фото военно-санитарного поезда времен Великой Отечественной и "Инструкция по погрузке и разгрузке военно-санитарных поездов", изданная в мае 1942 года. Есть публикация 1928 года о профессиональной заболеваемости стрелочников. И приказ наркома обороны СССР от 26 июня 1941 года о военно-санитарных поездах, подписанный замом наркома Буденным. Есть документы, подписанные Лазарем Кагановичем. И есть, например, "типовой штат врачебно-санитарной службы Управления железной дороги". Из него можно узнать, что в 1942 году начальник службы получал зарплату в 1700 рублей, старшему санитарному инспектору платили 1400 рублей, а зарплата курьера была 200 рублей.
Не случайно на презентацию пришли не только авторы книги, представители санэпиднадзора и железной дороги, но и те, кому интересна история нашей страны.