Новости

01.09.2016 17:38
Рубрика: Культура

Венецианский фестиваль спешно ищет свое новое лицо

73-й Венецианский фестиваль заметно отличается от всех предыдущих.
 Фото: Валерий Кичин  Фото: Валерий Кичин
Фото: Валерий Кичин

Прежде всего - беспрецедентными мерами безопасности. Со стороны они могут показаться бессмысленными. Например, почему-то отменены некоторые остановки фестивального автобуса, свозившего участников Мостры от отелей острова Лидо к Дворцу. Подступы к самому Дворцу многократно оцеплены полицией в синих фуражках и карабинерами в голубых беретах, так что автобус  теперь останавливается за квартал от событий. Дорогу преграждают синие сооружения, на вид хлипкие, но между ними нужно идти зигзагом, а проехать вообще нельзя. И что самое удивительное - в каждом автобусе теперь едут 2-3 контролера, бдительно следящие за тем, чтобы билеты неукоснительно компостировали.

При этом - следы непонятной спешки. В новом кинозале "Джордини", который на скорую руку сколотили на месте асбестовой ямы, в первый же день обнаружилось, что ряды кресел вообще не успели закрепить - едва сев, люди штабелями попадали на пол, обрушивая все новые ряды и едва не сорвав премьеру фильма Ким Ки-Дука.

Отличия заметны и в подборе конкурсных фильмов: он представляет скорее мировой мейнстрим, чем артхаус. В афише - триллеры, фантастика, мистика, сюр, мюзикл в духе 60-х годов и мелодрама в духе 20-х. При этом авторы картин - недавние адепты артхауса. Если вспомнить, что и в нашем кино главные блокбастеры года "Ледокол" и "Дуэлянт" сняли убежденные артхаусники Николай Хомерики и Алексей Мизгирев, то можно предположить новый поворот киноиндустрии к массовой продукции в глобальном масштабе. На таком фоне редкие представители сугубо авторского кино - Вим Вендерс или Сергей Лозница - выглядят белыми воронами, птицами редкими и особо ценными.

Возможно, таким образом Венеция пытается сохранить статус актуального фестиваля перед натиском ее ближайшего по времени конкурента - фестиваля в Торонто, который начинается как раз в последние дни Мостры и перетягивает к себе большинство журналистов и профессионалов. В какой-то мере ей это удается: в последние годы она первой показала такие фильмы, как "Гравитация", "Бердмен" или "Девушка из Дании", в дальнейшем ставших участниками "оскаровской" гонки. И тем уже завоевала реноме первого прорицателя кинематографической погоды на завтра.