03.09.2016 10:41
    Поделиться

    Нобелевский лауреат предсказал мрачное будущее ЕС

    Один из самых уважаемых экономистов в мире, лауреат Нобелевской премии экономист Джозеф Стиглиц в своей новой книге представил мрачную картину будущего Европейского Союза, сообщает dailymail.co.uk.

    "Европа, источник Просвещения, родина современной науки, находится в кризисе", - пишет бывший главный экономист Всемирного банка и экс-советник президента США по экономическим вопросам, добавляя, что "евро было первородным грехом ЕС, его основной ошибкой, которая превратилась в катастрофу".

    По словам ученого, непродуманная экономическая политика лидеров стран Евросоюза погрузила большую часть южной Европы в самый глубокий в новейшей истории экономический кризис, "выбросив миллионы людей на свалку безработицы и сделав идеальный подарок правым радикалам".

    Профессор Стиглиц предупреждает, что нынешняя политика ЕС ведет к катастрофе. В частности, он обратил внимание на итальянский референдум по изменению Конституции, который предусматривает серьезную реформу политической системы страны и должен состояться этой осенью. Если голосование пройдет не в пользу премьер-министра Италии Ренци, то, по мнению Стиглица, последующая потеря доверия властями страны может разрушить хрупкую финансовую систему Италии, что, в свою очередь, вызовет эффект экономических домино на всем континенте и может "привести к краху эксперимента с евро".

    "Введение евро было безрассудно глупой идеей с самого начала. Было полным безумием вводить единую валюту для более чем 20 стран мира, без какого-либо финансового союза и без гарантий, что каждый будет играть по единым правилам", - утверждает экономист. И хотя европейские политические деятели настаивали, что евро будет способствовать "сближению" между государствами-членами, профессор Стиглиц показывает, что на деле вышло хуже.

    Например, ВВП Португалии составлял 57 процентов от ВВП Германии, когда был введен евро. Сегодня этот показатель упал до 48 процентов. Иными словами, евро сделал богатые страны богаче, а бедные страны еще беднее, констатирует ученый. Он отметил, что от введения евро в первую очередь выиграли немецкие экспортеры, которые буквально "затопляют" своей продукцией рынки Южной и Восточной Европы.

    По сути, "евро умерил гордую независимость таких стран, как Португалия и Греция". "Если бы это было чисто экономическим проектом, о евро забыли бы много лет назад. Но, конечно, евро никогда не был на самом деле экономической идеей. Он всегда был политическим инструментом, чтобы "связать Европу" в погоне за главным образом франко-германским федеральным идеалом, - отмечает нобелевский лауреат. - Безденежные греки лишены возможности девальвировать свою валюту и стать более конкурентоспособными за границей - в этом евро напоминает золотой стандарт".

    Это негибкая валютная система, которую приняли в период между двумя мировыми войнами Великобритания и другие страны, зафиксировав курс фунта стерлингов по отношению к золоту, что, в конечном счете, погрузило мир в Великую депрессию.

    Как и евро, золотой стандарт стал своего рода тотемом, к которому цеплялись политики вопреки здравой экономической реальности. Как и евро, он рассматривался с точки зрения престижа и политического капитала, лидеры страны не обращали внимания на закрытие заводов, очереди на биржах и человеческие затраты. Но золотой стандарт рухнул после того, как Великобритания была вынуждена отказаться от него летом 1931 года. Профессор Стиглиц показывает, как так называемая тройка: Европейский центральный банк, Европейская комиссия и Международный валютный фонд, при поддержке правительства Германии, презрительно игнорировали не только потребности, но и демократически выраженные пожелания миллионов людей.

    В качестве примера он приводит Грецию, жители которой последовательно голосовали против строгих сроков погашения кредитных обязательств, наложенных тройкой, и отвергли условия предоставления финансовой помощи ЕС на национальном референдуме. В ответ лидеры ЕС фактически в ультимативной форме заставили их выполнить требования, а также добились отставки греческого министра финансов Варуфакиса, который осмелился критиковать политику, разработанную в Брюсселе и Берлине. Как отмечает профессор Стиглиц, одной из причин, по которой харизматичный Варуфакис раздражал европейскую элиту, было то, что он являлся единственным министром финансов в странах ЕС, который был профессиональным экономистом, преподавателем Университета Техаса. "Иными словами, он был единственным, кто на самом деле знал, о чем говорил. Но в сердце европейского проекта всегда было глубокое отсутствие приверженности к демократии", - отмечает Стиглиц.

    Показательно, что только две европейские страны, Дания и Швеция, когда-либо проводили референдумы о присоединении к евро. И жители этих стран отвергли единую европейскую валюту. Другие же никогда не имели возможности голосовать, поэтому им пришлось "проглотить евро".

    В своих заключительных главах профессор Стиглиц предполагает, что есть два возможных сценария будущего евро. Первый - что Германия, как "локомотив" ЕС, взвалит на себя бремя и будет платить за все "социальные проекты" Европы, видится ему маловероятным.

    "Другое решение, которое кажется гораздо более реалистичным, это просто отмотать пленку. Евро - это всего лишь 17-летний опыт, плохо разработанный и не работающий. Лучше отказаться от евро, чтобы спасти Европу", - констатирует Стиглиц.

    - Существует, однако, проблема. Правда состоит в том, что европейская элита зашла слишком далеко, чтобы признать свое поражение. Г-жа Меркель и г-н Олланд, в частности, нанесли такой ущерб для экономики и народов Южной Европы, что они просто не могут заставить себя признать, что они были неправы, и начать все заново…Они предпочли бы поставить свой собственный политический капитал, и их тщеславные, глупые утопические надежды выше счастья и благополучия португальского лавочника, греческого рыбака, испанского врача и итальянской домохозяйки… И проигравшими не будут политики или чиновники. Проигравшими будут простые европейцы.

    Поделиться