04.09.2016 22:00
    Рубрика:

    Андрей Максимов: Сегодня родитель обязан быть педагогом

    Вопрос совсем не праздный. Он, в сущности, о чем: учат наших детей по науке или по циркулярам министерства образования? Резко? Хорошо. Мягче спрошу: имеет в виду российское образование открытия великих педагогов прошлого или нет?

    Как происходит в любой науке? Какой-нибудь гений делает гениальный вывод, и дальше и наука, и практика развиваются исходя из него. Потом этот вывод опровергается новым открытием, и наука уже не может развиваться, это открытие не имея в виду.

    Итак. Есть гении науки, чьи открытия использует практика. А что происходит в педагогике?

    Был такой великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Его называют основоположником научной педагогики в России. Что такое "научная педагогика", я не очень понимаю, ну, да ладно.

    Труды великих педагогов прошлого - это их личное мнение или закон?

    Этот гений педагогики пишет, например : "Задача уроков на дом и, вследствие того, возложение почти всего труда учения на одних учащихся есть одно из наибольших зол".

    Вывод основоположника научной педагогики кого интересует? Никого не интересует. Кто-то скажет, что Ушинский устарел. Не аргумент. Что такого принципиально изменилось в смысле домашнего задания со времен Ушинского?

    Еще Ушинский: "Если в каком-нибудь заведении дети страдают от скуки, то надобно непременно ожидать, что появятся и воришки, и лгуны, и испорченные сластолюбцы, и злые шалуны".

    То, что дети скучают в большинстве наших школ, долго доказывать не надо. Меня больше интересует вот какой вопрос: то, что пишут великие педагоги прошлого, - это их мнение или закон? Если просто мнение - тогда педагогика никакая не наука. А если закон - тогда почему его не просто нарушают регулярно, но часто и вовсе не знают?

    Я довольно подробно изучал наследие безусловного гения педагогики Иоганна Генриха Песталоцци. Доизучался до того, что написал о нем книгу "Песталоцци XXI, или Книга для умных родителей". Нередко выступая в школах, я стал спрашивать учителей про Песталоцци.

    Имя известно всем. Гораздо меньше педагогов знают, что основное открытие великого швейцарца - метод природосоответствия. И совсем единицы могут объяснить, в чем суть этого метода.

    Послушайте. Я много занимаюсь психологией и знаю психологов, которые не принимают психоанализ Фрейда, предпочитая, например, логотерапию Франкла. Но я не встречал еще ни одного специалиста, который не знал бы, что Фрейд создал психоанализ и в чем суть этого открытия.

    Открытие Песталоцци метода природосоответствия в педагогике вполне сравнимо с открытием Фрейда в психологии. И если мы договариваемся, что педагогика наука, то как можно его не знать?

    Еще один гений. Януш Корчак, который, между прочим, в юности специально ездил в Швейцарию, чтобы ознакомиться с наследием Песталоцци. Ему это было важно.Вот что он писал. "Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное, непорочное, святое детство!" Много ли современных педагогов существует в такой системе координат?

    Он же считал: "Воспитатель должен терпеливо ждать, когда разовьются способности". Это закон, правило, которому надо следовать или просто некое мнение?

    Науки нет без открытий. Это очевидно. Ушинский, Песталоцци, Корчак, другие выдающиеся педагогики, в числе которых есть и советские педагоги-новаторы, совершали такие открытия, которые современная школа не просто игнорирует, а часто и не знает.

    Сегодня не многие помнят, что в начале прошлого века была весьма популярна наука с некрасивым названием "педология", которая занималась изучением ребенка. В 20-е годы ХХ века она была уничтожена, осталась только педагогика: наука о том, как одни люди должны воспитывать других людей.

    Я никогда не понимал ситуации, когда к ребенку относятся не как к человеку, не как к личности, а как к некому недочеловеку, которого надо превратить с помощью воспитания в полноценную личность. Вы никогда не задумывались над тем, почему слово "подросток" - нормальное слово (хотя, на мой взгляд, оно оскорбительно), а "переросток" обидное? В этом ведь тоже сказывается наше пренебрежительное отношение к детству.

    Ну, ладно. Придумали такую науку. Хорошо. Но тогда будьте последовательны: изучайте гениев, используйте их открытия.

    Не до того. Давайте честно признаемся: педагогическая наука (если таковая и есть) существует сама по себе с Ушинским, Песталоцци и прочими гениями, а педагогическая практика сама по себе с вечно меняющейся программой, циркулярами и тучей отчетов.

    И что делать?

    Быть родителями. Это самое главное. Мне кажется, что сегодня возникла ситуация, которую мало кто заметил. Реальная педагогика перекочевала из школы в семью. Школа занимается подготовкой к ЕГЭ. Воспитанием и образованием должны заниматься родители. И, по-моему, это правильно.

    Конечно, у нас есть потрясающие школы, есть по-настоящему выдающиеся учителя. Но я говорю о тенденции.

    Реальная педагогика перекочевала из школы в семью. Школа только готовит к ЕГЭ

    Сегодня родитель, несмотря на свою занятость и множество взрослых проблем, обязан быть педагогом. Это ужасно трудно. Просто невыносимо тяжело. Но ведь мы рожаем детей не для того, чтобы поручать их воспитание другим. Ответственность родителя за воспитание и обучение своего чада переложить не на кого.

    Тут-то и пригодятся открытия педагогических гениев. Все они были не просто теоретиками, а практиками. Поэтому в их книгах можно найти не просто множество умных мыслей, но и - практических советов.

    Наука педагогика или нет, - пусть каждый сам решает. Но то, что она породила гениев, которые протягивают нам руку, - это факт бесспорный. И наш выбор: взять эту руку или нет.