Речь идет о рынке защиты коллективных авторских прав. Регулированием конкурентной среды на нем, рассказали "РГ" в ФАС, и всей тематикой, связанной с управлением правами на коллективной основе, может заняться правовое управление ведомства Игоря Артемьева. Ранее на закрытом профессиональном антимонопольном форуме, на котором присутствовал и корреспондент "РГ", руководитель ФАС говорил: "Все, что касается авторских прав и этой системы, мне крайне не нравится. Она носит, на мой взгляд, дискриминационный характер, когда одни платят, а другие не платят".
"Дискриминационный характер" заключается в том, что по закону система отчислений за свободное воспроизведение музыки и кино имеет договорный характер, объясняет главный юрист Сanon Russia Никита Полозов. То есть платят те, у кого есть договоры с аккредитованными организациями, те же, у кого их нет, не платят. И договоры они не заключают именно потому, что платить не хотят. По словам эксперта, платят крупные компании, а не платят - сотни мелких. "Никто не судится с ними, и они чувствуют себя безнаказанными. Получается, первые находятся в несправедливых дискриминационных условиях", - считает Полозов.
Шесть лет назад, напомним, в России был введен авторский сбор, цель которого - защитить права авторов аудиовизуального контента (музыки и кино) при его копировании в личных целях. Собирают отчисления три аккредитованные организации. Российский союз правообладателей (РСП) защищает права авторов, исполнителей, изготовителей музыки и кино. И, собирая взносы, обеспечивает им вознаграждение за воспроизведение. Российское авторское общество (РАО) управляет исключительными правами на музыку, попавшую в эфир на радио, ТВ и в Интернет. Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) занимается сборами для исполнителей, изготовителей фонограмм за публичное исполнение их произведений или их трансляции по радио и ТВ.
Из чего формируется сам авторский сбор? Его платят изготовители оборудования (всех гаджетов, дисков, магнитофонов и прочего). Они перечисляют один процент от цены реализованной продукции. И тоже процент, но уже от таможенной цены "железа" поступает от импортеров.
Кому же идут эти деньги? 40 процентов от сбора идет авторам, 30 процентов - исполнителям, и 30 процентов - изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений.
Как уже говорилось, платят не все. С теми, кто игнорирует авторский сбор, судятся. В "РГ" есть выписка из системы СПАРК, по ней с 2013 по 2015 год РСП, например, подал в арбитражные суды 22 иска на сумму около 540 миллионов рублей, почти все эти деньги взыскали с ответчиков.
А как рассказал советник гендиректора РАО Иван Ким, они также добиваются выплаты компенсации или дебиторской задолженности. "В течение года юридическая служба РАО на территории всей страны ведет более 4 тысячи судебных дел", - сообщил наш собеседник. ВОИС также активно ведет судебную работу: в 2014 - 2015 годах было подано 2343 иска.
Иски стоят свеч. РАО за прошлый год собрало около 5 миллиардов рублей. По данным Российской государственной академии интеллектуальной собственности, в 2007 году примерный объем этого рынка составлял примерно 7 процентов ВВП, и вряд ли эта доля уменьшилась. Экспертам сложно "до копейки" подсчитать, сколько здесь крутится денег и могло бы крутиться, если бы все платили. Для такой оценки необходимо дорогостоящее исследование, которое пока никто не проводил.
Объединение корпоративных юристов (ОКЮР) направило в ФАС письмо с предложениями, как изменить ситуацию на рынке в пользу авторов и государства (со сборов правообладатели платят налоги). Во-первых, снять ограничение на число организаций, собирающих авторские сборы, чтобы их было не три, а много больше. Во-вторых, юристы просят распространить "действие антимонопольного законодательства на рынок управления коллективными правами для контроля за деятельностью организаций по управлению коллективными правами и обеспечения прозрачности их деятельности".
В РСП такие предложения не поддерживают. Там считают дополнительный госконтроль этой сферы излишним, дали понять "РГ" в союзе, поскольку за рынком уже присматривают минкульт, минюст, органы прокуратуры и правопорядка, а также избираемая на общем собрании членов РСП ревизионная комиссия. Также союз ежегодно проходит независимый аудит своей деятельности и публикует отчеты о работе в федеральных СМИ.
Но в отличие от РСП в Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) предложения по ужесточению госрегулирования отрасли поддерживают: "До сих пор не было представлено публичных данных о реальных потерях авторов от частного копирования. И нельзя проверить, насколько справедлив сам размер этого сбора. ФАС могла бы заняться изучением этого", - считают в РАТЭК. Предложения профессионалов одобрили и в крупной японской фирме, производящей электронику. "Мы уверены, что именно сейчас, по истечении 6 лет после введения в действие этого института, назрела необходимость коренным образом пересмотреть его модель", - подчеркнули в компании.
Остается дождаться, какое решение примут в ФАС.
Иван Близнец, доктор наук, председатель Совета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты:
- Инициатива по расширению списка организаций не принесет ничего хорошего. Есть опасность вернуться в 90-е годы, когда будут возникать местечковые общества. Такая децентрализация может привести к тому, что пользователи начнут отказывать платить взносы, поскольку непонятно, кому их выплачивать.
А вот госконтроль в этой сферы все-таки нужен. Есть мировая тенденция создания единого госрегулятора, он бы и мог заняться всей сферой интеллектуальной собственности в России. Для этого необязательно создавать новую структуру, нанимать чиновников. А просто наделить новыми полномочиями уже существующие органы госвласти.
Игорь Матвиенко, продюсер группы "Любэ", композитор:
- Я тоже считаю, что дополнительный госконтроль необходим.
Главная проблема - непрозрачность деятельности организаций по сбору вознаграждения за смежные и авторские права. Причиной этого стало, на мой взгляд, в том числе, и отсутствие надлежащего контроля за их деятельностью со стороны государственных органов. Слишком много правил, регламентирующих административную и финансовую деятельность таких организаций, фактически утверждается самими организациями.
Федеральная антимонопольная служба:
- Правовое регулирование рынка управления коллективными авторскими правами может быть осуществлено четырьмя путями.
Первый - распространение на него действия антимонопольного законодательства на рынок управления коллективными правами.
Второй - снятие ограничений на количество субъектов, выступающих в качестве организаций по управлению правами на коллективной основе.
Третий - формирование списка изготовителей и импортеров-плательщиков вознаграждения и его открытая публикация на сайте РСП.
А четвертый путь - устранение неравного положения импортеров и изготовителей оборудования и материальных носителей в случае их экспорта, при этом распространив исключение также на импортеров оборудования и материальных носителей.
(из ответа ФАС на запрос "Российской газеты")