Виталий Бордунов, профессор, эксперт ИКАО:
- Россия - член ИКАО. А политика ИКАО исходит из того, что важнейшая гарантия эффективных и безопасных воздушных перевозок - единые мировые профессиональные стандарты компетентности, квалификации авиаперсонала. И соответствующая этим нормам подготовка!
До сих пор обучение авиаспециалистов в России велось в строгом соответствии с требованиями Приложения 1 Чикагской конвенции. Отраслевой "головной" технический вуз - МГТУ ГА, как и другие федеральные государственные образовательные организации гражданской авиации, внесен в реестр ИКАО. То есть диплом вуза признается за рубежом. Подобным качеством не обладает ни одное другое учебное заведение транспортного комплекса.
Что произойдет, если подготовкой авиаперсонала займется Национальный транспортный университет? Такой вуз, где готовят и железнодорожников, и автомобилистов, и водников, в реестр ИКАО не попадет никогда. Девальвация диплома неминуема. Совершенно очевидно, что реформа рушит юридические связи российского авиационного образования с ИКАО и грубо нарушает обязательства нашей страны, вытекающие из Чикагской конвенции, а также принцип международного права pacta sun servanda (договоры должны соблюдаться). Реформа ослабляет образовательную мощь России в сфере гражданской авиации и низводит ее до уровня слаборазвитых стран.
Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, глава комиссии Общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора:
- Простой пример. Аварийная ситуация на борту самолета, в салоне - более 400 пассажиров. И вот командир корабля, рабочее место которого на высоте до 12 тысяч метров и скорости до 1 тысячи км/час, в течение долей секунды должен принять единственно правильное решение...
Самолет в полете не остановишь, на обочину не съедешь, рельсов под ним нет.Это прививается будущим авиаторам с первых часов занятий. Не случайно материально-техническая база вузов гражданской авиации и их филиалов включает самолеты и вертолеты, тренажеры, учебные аэродромы, полигоны, АТБ.
Минтранс в проекте концепции развития транспортного образования вводит численные критерии обучающихся в учебных заведениях. При этом разрушается система среднего профессионального образования гражданской авиации и деформируется система высшего.
Парадоксально, но факт: в концепцию включен вопрос создания Национального летного центра в Бугуруслане. И это при наличии современного центра высшей летной подготовки в Ульяновском институте гражданской авиации, история которому более полувека. Где все методики подготовки доработаны до совершенства и полностью соответствуют рекомендациям ИКАО, где современные тренажеры с шестью степенями свободы, где обучаются авиаспециалисты многих стран мира. Спрашивается, зачем разрушать десятилетиями отлаженные механизмы?!
Это сокрушительный удар по безопасности полетов. Удивляет и сам порядок рассмотрения важнейшего вопроса, а именно: без учета мнения Росавиации, авиакомпаний, аэропортов, профессиональных общественных организаций, авиапрофсоюзов, ученых советов учебных заведений. К примеру, инициаторы идеи ссылаются на концепцию, которая еще не утверждена, и твердят при этом, что вопрос согласован с учредителем. А Росавиация публично заявляет, что она категорически против, о чем сообщила в адрес министра транспорта. Что это за игры?
Ситуация напоминает полет в предштопорном состоянии. А сваливание в штопор - это катастрофа. Выход тут единственный, без вариантов: перейти в нормальный аэродинамический режим, предотвратить штопор и продолжить готовить авиационный персонал по методе, которая складывалась столетие и полностью соответствует всем требованием ИКАО.
Ошибки в авиации имеют тяжелые последствия. Сегодня 95% пассажирооборота выполняем на самолетах- "иномарках", от 1400 аэропортов осталось 259... Вот этими проблемами надо заниматься, а не рушить уже испытанное и надежное авиационное образование.