05.09.2016 16:15
    Поделиться

    Молодых ученых привлекут к решению суперзадач

    Весь мир сейчас начинает переходить к так называемому шестому технологическому укладу. У нас в стране очень много разговоров о том, что нужно сделать опережающий рывок, перескочив из четвертого уклада, в котором мы застряли в связи с так называемой "перестройкой", сразу в шестой, минуя пятый. Так сказать, срезать угол. Как это сделать? Какие технологии необходимо развивать? Как внедрять их в производство в интересах ОПК?

    Это одна из ключевых задач, которые сейчас решает наш фонд вместе с другими институтами развития. Мы внимательно изучаем действующие научные коллективы с точки зрения определения их головными разработчиками больших системных проектов. Но системные проекты должны опираться на решение других, более мелких, но не менее важных задач, которые для этих предприятий, конечно, неинтересны. Поэтому другая наша цель - поиск перспективных молодых коллективов в ведущих вузах, где можно найти те самые "жемчужины", в которых должны сойтись две составляющие - мотивация к решению суперзадач, нацеленность на результат и новейшее оборудование. К счастью, наши вузы в последние годы серьезно перевооружились и сейчас способны решать задачи на уровне любого зарубежного университета. Только важно эти задачи правильно сформулировать.

    Почему важно уделять большее внимание молодежи? Давайте вспомним, кем были Королев, Глушко, Курчатов, когда им поручили решение важнейших государственных задач? Им всем не было и сорока лет. Ждать, когда ученый доживет до 50-60 лет, и затем поручать ему ответственную задачу - бессмысленно. Человек должен постоянно расти. И если он претендует на роль главного или генерального конструктора, он должен расти на больших, системных задачах, понимать, как создавать целостное изделие. Это еще одна из ключевых задач фонда - выполнять роль социального лифта.

    Однако проблема не только в поиске молодых талантливых ученых и научных коллективов. Сейчас развивается много научных трендов, в которых срочно нужно создавать собственные центры компетенций. Мы должны создать, например, технологии полного цифрового проектирования изделий, т.е. не только получать 3D-модель, а фактически имитировать полный жизненный цикл изделия. Если решить такую задачу, это коренным образом изменит сроки проектирования, стоимость конечного продукта. Мы сможем перейти фактически к персональному проектированию для каждого конкретного потребителя. Это повлечет за собой широчайшее внедрение аддитивных технологий, которые позволят с совершенно другой себестоимостью производить сложнейшие изделия. В частности, некоторые сложные детали для двигателей, которые по обычным технологиям должны вытачиваться месяц, уже сейчас печатаются на 3D-принтерах за час, причем с сохранением всех свойств, которые определяют их работоспособность.

    Мы сможем перейти фактически к персональному проектированию для каждого конкретного потребителя

    Другое направление, в котором в ближайшие годы стоит ожидать прорыва, - это высокотемпературная сверхпроводимость. При определенных низких температурах практически полностью пропадает сопротивление электрическому току. Это приводит к глобальным эффектам: можно создавать сверхмощные магнитные поля и соответствующий левитирующий транспорт или кабели, которые будут перекачивать огромное количество энергии практически с нулевыми затратами.

    Раньше это не использовалось, потому что требовалось серьезное охлаждение на уровне температур жидкого гелия, что было нетехнологично. А сейчас это температура жидкого азота, и это абсолютно доступно. Чтобы мы не отстали, не оказались в "отцепленном вагоне", как это часто бывало в прошлом, нужно, чтобы мы как можно быстрее создавали изделия на этой основе - обладающие уникальными характеристиками электродвигатели, мощные магниты, которые осуществят революцию в медицине, на транспорте и во многих других отраслях.

    Фонд уже рассмотрел более 2000 проектов, затрагивающих широкий спектр перспективных образцов вооружения и военной техники, а также технологий их производства и применения. Все проекты проходят самую строгую экспертизу. Анализируется научно-техническая новизна и обоснованность предлагаемой работы. Проводится ее технико-экономическая оценка и определяется потенциальная способность заявителя достичь ожидаемых результатов. Кроме того, принимаются во внимание ресурсные возможности фонда. На данном этапе мы исходим из принципа, что переход к практическому выполнению проектов возможен в пределах объемов ассигнований, предусмотренных фонду в бюджете на 2016 год. То есть начинаем только те работы, которые обеспечены финансированием в полном объеме. С учетом этого на практике сегодня реализуются 52 проекта.

    Принципиальное значение имеет организация выполнения отобранных проектов. Главное здесь - концентрация интеллектуальных и материальных ресурсов на направлениях прорыва. Необходимо сделать так, чтобы наши задачи решали лучшие специалисты на высококлассном оборудовании с использованием самых современных комплектующих и материалов.

    Это является ключевым требованием к нашему партнеру, который претендует на реализацию проекта, и означает, что для реализации проекта разработчик должен создать отдельное подразделение, которое мы называем лабораторией фонда. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга лаборатории действуют в Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Уфе, Томске, Владивостоке, Орле, Туле, Ставрополе, Магнитогорске. Боевой научный коллектив есть в Нальчике, в Подмосковье - в Пущино, Королеве, других наукоградах. Но мы не собираемся на этом останавливаться, будем и дальше расширять географию наших проектов.

    Организовать лабораторию и оснастить ее оборудованием - это лишь часть дела. Более сложная задача - собрать высококвалифицированных специалистов, ориентируясь на молодежь, и мотивировать их работать над проектом с утра до ночи. Что для этого необходимо? Первое - материальное стимулирование. Возможно, это не самая главная, но необходимая мера. Люди должны заниматься только своей работой и чувствовать себя комфортно. С этой целью мы вводим к общепринятой на предприятии средней заработной плате премию, которая выплачивается только в случае успешного и своевременного завершения этапов работ.

    Второе - это осознание причастности к решению суперзадачи, которое имеет очень большое значение для молодежи. В связи с этим мы проводим серьезную работу по освещению деятельности наших лабораторий и получаемых ими результатов.

    Третье - это понятная долгосрочная перспектива. С этой целью уже на этапе формирования проекта мы взаимодействуем с будущим потенциальным потребителем результатов и заключаем соглашение о порядке дальнейших работ по проекту. В случае их положительного завершения и принятия решения о продолжении работ в рамках гособоронзаказа предприятие, на базе которого создана лаборатория фонда, должно быть определено единственным исполнителем дальнейших работ. Для развития успеха целесообразно также предусматривать не только проведение опытно-конструкторских работ, но и направление инвестиций в развитие материально-технической базы лабораторий и предприятий, успешно реализовавших проект. В этом, на мой взгляд, еще одна важная функция фонда - мы становимся связующим звеном между фундаментальными научными исследованиями и промышленностью, между учеными и потребителями их разработок. А так как в этой сфере зияет огромная "дыра", фонд все более востребован и здесь.

    Таким образом, если люди могут решать большие задачи, мы должны дать им возможность делать это. Отработав наш проект и далее занимаясь каким-либо гражданским проектом, из маленького коллектива может вырасти флагман российской промышленности уже шестого технологического уклада. Так и должно быть - это и есть реальная конверсия. Но для этого надо создавать условия, и ФПИ активно участвует в этом процессе.

    Справка "РГ"

    Фонд перспективных исследований (ФПИ) создан в октябре 2012 года. Отправной точкой для его создания стал указ президента от 7 мая 2012 года N 603, в котором глава государства поручил правительству страны обеспечить динамичное развитие прорывных высокорискованных исследований и разработок, фундаментальной науки, а также реализацию прикладных исследовательских программ в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства. Фонд перспективных исследований создан как один из ключевых инструментов для решения этих задач.

    Фонд работает по четырем основным направлениям исследований: химико-биологическому и медицинскому, физико-техническому, информационному, робототехническому. Они направлены на реализацию трех мегапроектов: "Солдат будущего", "Оружие будущего" и "Кибероружие будущего". Цель - поиск решений особо значимых научно-технических проблем, которые будут определять облик средств вооруженной борьбы и систем двойного назначения через 20-30 лет. По своему содержанию и горизонту планирования они дополняют мероприятия госпрограммы вооружения, а также федеральных целевых программ в области обороноспособности и безопасности страны.

    Поделиться