Одной из основных тем дискуссии стал вопрос о необходимости государственной поддержки СМИ. С одной стороны, в сложных экономических условиях финансовые вливания со стороны федеральной или региональной власти могут стать критерием выживания, особенно для региональных общественно-политических изданий. С другой стороны - и на это обратил внимание первый заместитель главного редактора "РГ" Юрий Лепский, который также принял участие в семинаре, - государственные деньги так или иначе становятся платой за государственный заказ. "Единственный указ, который мы получили от власти, - быть качественным и конкурентным изданием на сегодняшнем рынке СМИ, - добавил он. - Нам это пока удается".
Стоит отметить, что весной в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий уголовную ответственность для руководителей регионов, которые будут тратить бюджетные деньги на самопиар. Документ нуждается в доработке, так как авторам не удалось провести четкую границу между самовосхвалением власти и ее обязанностью информировать граждан о своей работе. А поскольку на практике господдержка все-таки существует - в форме грантов, субсидий, госконтрактов, - поэтому необходимо как можно скорее установить единые и прозрачные правила игры в финансовых отношениях власти и СМИ, считают журналисты. Прописать эти правила профессионалы предлагают либо в отдельной государственной программе, либо переработав существующий или даже приняв новый базовый закон о СМИ.
- В декабре действующему закону исполняется 25 лет, это неплохой повод поговорить об итогах и планах на будущее, - напомнил в свою очередь Сергей Нарышкин. - Сам факт, что закон до сих пор работает, подтверждает, что он качественный. Но жизнь меняется быстрее... Если журналистское сообщество считает, что необходим новый базовый закон, давайте его обсуждать.
В то же время, как отметили некоторые участники дискуссии, разработка нового закона займет довольно много времени. Более быстрым путем может стать внесение поправок в уже существующий документ. В частности, предлагается отменить правило, согласно которому ответ на официальный запрос редакции должен быть предоставлен в течение семи дней. В условиях все более расширяющегося информационного поля, распространения интернет-технологий это требование уже устарело.
В значительной степени речь на встрече шла о практических трудностях выживания массмедиа, и прежде всего печатных СМИ. В условиях стагнации рекламного рынка все большей нагрузкой для общественно-политических ежедневных газет становится плата за подписку и доставку, которую осуществляет "Почта России". Как выразился редактор приозерской газеты "Красная звезда" Олег Тюрин, "контроль над СМИ отдали почтальонам".
Что касается "Почты России", то, как пояснил заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев, до 2014 года существовало субсидирование доставки печатных СМИ из федерального бюджета. Затем от субсидии отказались в пользу "точечной" поддержки социально значимых СМИ, но ситуация не улучшилась. "Бейте в колокол, пишите, покажите, что субсидирование не работает", - посоветовал он прессе.
- Если вы считаете, что механизм субсидирования СМИ не работает, то нужно обсудить возвращение к субсидированию "Почты России", - добавил Сергей Нарышкин. - Депутаты поддержали бы такое предложение.