05.09.2016 21:06
    Поделиться

    Леонид Радзиховский: Сегодня Москва выглядит лучше, чем когда-либо

    Как известно, правду говорить легко и приятно.

    Особенно если она легка и приятна.

    В канун Дня города я могу искренне сказать, что, с моей точки зрения (а мой стаж москвича насчитывает, увы, уже больше 60 лет), - сегодня наш город выглядит лучше, чем в любой обозримый отрезок времени.

    Для начала Москва стала просто значительно чище, чем когда-либо в прошлом. Как мэрия этого добивается - честно говоря, непонятно. Ведь так или иначе дворники-то были всегда, хоть и назывались по-разному. Они были - и грязь была. Сейчас они тоже есть - а грязи практически нет. Что же случилось? Как их заставили работать? Секрет непонятен, но ощутим. Не претендую на клуб кинопутешествий, но и по своим мелким наблюдениям, и по опросам людей, которые много бывают в Европе - Москва стала одной из самых чистых европейских столиц. Примерно как Берлин, скажем.

    Центр вообще сильно изменился. Одно то, что убрали под землю провода, сделало небо выше. Так и тянет - по крайней мере в День города - лечь на чистую мостовую и, как Андрей Болконский под Аустерлицем, глядеть на небо и думать о бренности всего земного (например, цен на ЖКХ).

    Далее, я профессиональный московский пешеход. Так что могу уверенно сказать, что власти стараются точно в интересах нашего профсоюза - ходить стало "шире и легче". Безусловно, летом город сильно напоминал поле брани (из-за разрытых улиц-траншей), но вот основные баталии закончены, пешеходы могут праздновать победу в Великой Ремонтной Войне. К сожалению, она далеко не кончена, но мы видим - "за что боролись". В общем - не зря мучились.

    С точки зрения автомобилистов картина, вероятно, менее благостна. Всю пользу платных стоянок они осознают, кажется, с трудом. Но опять же - нельзя отрицать очевидное.

    Для начала Москва стала просто значительно чище, чем когда-либо в прошлом

    В 2010-м, когда Собянин стал мэром, пробки были чудовищны. Стоя в них, водители развлекались разговорами о том, что скоро движение замрет окончательно. И когда в этой ситуации мэр начал с того, что стал еще и выделять полосы для троллейбусов, было ясное ощущение, что над нами просто решили еще под занавес поиздеваться. Но вот - прошло 6 лет, и хотя о "свободном потоке" (как в том же Берлине, скажем) речи нет, но то, что пробок стало меньше - просто эмпирический факт, "реальность, данная нам в ощущениях". Опять же - не стану вдаваться в недоступные мне градостроительные тонкости, но ездить в такси стало куда легче. Кстати, исчезли и "шахид-такси" - "дикие гуси", которые город не знали и, видимо, от незнания цену ломили раза в полтора больше, чем сегодняшние цивилизованные таксопарки.

    Когда вот все это "легко и приятно" пишешь, чувствуешь внутреннее сопротивление.

    У нас, как известно, своеобразная политическая культура. Формула "царь хороший, бояре плохие" действует с точностью физического закона. Ни разу в разговорах с обычными, не слишком политизированными людьми (возбужденное меньшинство поляризовано и агрессивно) не сталкивался по адресу Путина ни с какими оценками кроме положительных, выраженных в меру темперамента.

    Примерно то же в меньшей степени относится к Лаврову и Шойгу, которые отвечают за Высокие Отношения с Миром, держат Флаг. Зато вот по адресу практически любых начальников, которые связаны с реальной повседневной жизнью, - доброго слова не услышишь. Правило хорошего тона - быть недовольным. Причем это мало связано с объективной ситуацией - как в нулевые, когда уровень жизни рос на нефтяных дрожжах, так и сейчас, когда он понизился, - отношение к начальству мало изменилось. "Презумпция вины".

    Так что конформизм требует говорить о той же мэрии "или плохо - или никак". Единственное объяснение для положительных оценок, которое понимает общественное мнение, - "приказ" ("заказ"). Но, увы, тут мне оправдаться нечем - никто не "приказывает" писать о городе и не "заказывает" хвалить его руководство. Просто раз я действительно так вижу ситуацию - то ровно так и говорю.

    Само собой, есть уйма вещей, которые мне или непонятны, или понятны, но неприятны. Не думаю, что при нашем климате оправданы велосипедные дорожки. Часто кажется, что не успеют закончить ремонт - начинают его снова. Есть много долгостроя. Продолжается точечная застройка. И т.д. и т.п.

    Но, во-первых, истина познается в сравнении. Сравнение с тем, что было в нулевые (не говоря о 90-х и советском времени), - безусловно, в пользу дня сегодняшнего. И это ведь происходит, когда денег реально стало меньше, нефтедолларовый потоп закончился.

    Во-вторых, это не просто реконструкция города. Это - вольно или невольно - созидание определенного ОБРАЗА ЖИЗНИ. Европейского. Комфортный город - пусть не для всех, но хотя бы для среднего класса. Буржуазный, безопасный, потребительский, сугубо частный, абсолютно светский, гедонистический стиль жизни. Здесь особенно важны такие мелочи, как преимущества для пешеходов ("зебры"), чистота улиц и дворов (и желание людей ее поддерживать!), даже "запреты на курение". Законопослушный (какое "нерусское" слово!) город. Все это равно далеко и от "новорусского угара", и от военно-имперского грохотания. "Танки грязи не боятся" - слоган людям нравится, но сами жить в грязи не хотят.

    Это не просто реконструкция города. Это - вольно или невольно - созидание определенно ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Европейские кафе, без сигарет, в интернациональной одежде. Наш быт (и понимание своих "бытовых прав"!) полностью "средне-европейский", а вот идеология строится на противостоянии Западу и политкорректности. Это дополняет друг друга - как "Мерседес" украшает ленточка и надпись "спасибо деду за Победу".

    Такова специфика нашего общества, стоящего на двух параллельных прямых, и стоящего вполне уверенно, сохраняя внутренний баланс. И Столица является точным выражением этого равновесия.

    Поделиться