05.09.2016 16:30
Поделиться

Российская фарминдустрия обеспечит силовиков наукоемкой продукцией

В вооруженных силах любого цивилизованного государства максимально заботятся о том, чтобы сохранить жизнь военнослужащих и как можно быстрее вернуть их в строй. А эта задача может быть решена только при наличии необходимых лекарств и медицинского оборудования. Для России развитие такого производства - это не только обеспечение военных медиков всем необходимым, но и реализация стратегической программы импортозамещения. В наукограде Кольцово Новосибирской области скоро появится новый производственный блок выпуска препаратов в ампулах, шприц-дозах и пен-флаконах. Почему этот проект важен для армии, "РГ" рассказал генеральный директор компании "Вектор-БиАльгам" Леонид Никулин.

Леонид Георгиевич, ваше предприятие занимается выпуском продукции, популярной не только в России, но и за рубежом. Насколько заинтересовано в сотрудничестве с предприятием министерство обороны

Леонид Никулин: Сегодня на востребованность медицинской продукции со стороны армии и других силовых структур влияет не только цена, но и удобство применения в экстремальных условиях. Например, у сотрудников МЧС, прибывающих в регионы природных катаклизмов и техногенных катастроф, не всегда есть возможность установить переносной госпиталь, если требуется их помощь, как это было, например, при больших пожарах в Башкирии в прошлом году. Тогда был разбит целый лагерь, где людям оказывали помощь, в том числе и с нашим участием. Но чаще такой возможности просто нет - например, не развернешь переносной госпиталь в деревне, где нужно оказать помощь всего нескольким жителям. В этом случае лучше использовать препараты не в ампулах, а в шприц-дозах (одноразовый шприц с одной дозой лекарства или вакцины. - Ред.). Сейчас заказы силовых структур составляют около 50 процентов нашего общего портфеля заказов. Примерно такой же объем вакцины от вирусного гепатита, но в шприц-дозах, импортируется из-за рубежа. Думаю, никто не будет спорить с тем, что с точки зрения безопасности отечественная продукция предпочтительнее зарубежной, особенно если речь идет об армии. С другой стороны, совершенно очевидно, что шприц-дозы в полевых условиях гораздо удобнее ампул. Необходимо обеспечить армию, МЧС и другие силовые ведомства современной отечественной продукцией, удобной для применения даже в чрезвычайных условиях. Поэтому мы начали на своем производстве масштабную реконструкцию. К концу года планируем установить производственную линию по розливу препаратов в шприц-дозы и приступить к ее аттестации. И надеемся, что уже через год нам удастся решить задачу импортозамещения по этому виду продукции.

Что уже сделано в рамках этого проекта и что еще предстоит?

Леонид Никулин: Мы провели реконструкцию помещения, впереди - установка "чистых комнат" по международному стандарту GMP и самой производственной линии. Сейчас выбираем поставщика - вероятнее всего, линия будет куплена в Германии. Предварительное решение об этом было принято на конференции в Мюнхене еще три года назад. Современное оборудование, которое предлагают немцы, не требует огромных площадей - нескольких квадратных метров достаточно, чтобы и разливать, и упаковывать готовую продукцию. Максимальная производительность линии по розливу в шприц-дозы - 14 тысяч доз в час, мы планируем выпускать 7 тысяч доз в час, что соответствует потребностям рынка. Плановая мощность - до 5,5 миллиона шприцов в год.

Планируете ли использовать новую линию только в собственном производстве, или с ее запуском появятся новые возможности и у других производителей?

Леонид Никулин: Вполне возможно, что она пригодится и другим. Открытия этого участка ждут, например, резиденты Сколково. Понятно, что для запуска участка нам понадобится время - этот процесс занимает от полугода до полутора лет. Но в перспективе сможем сотрудничать и помогать в этой части и другим производителям. В этом случае другим предприятиям не придется вкладывать значительные средства в организацию у себя пилотных производств. Если мы сможем оказать им услугу по розливу и упаковке, то в выигрыше окажутся все, в том числе госбюджет.

Ваш проект реконструкции получил одобрение Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Облегчит ли это привлечение кредитных ресурсов?

Леонид Никулин: Не всегда удается договориться с банковскими организациями о кредитах на приемлемых для предприятий условиях. Зачастую банки предлагают слишком высокие ставки кредитования, оставляют за собой право в одностороннем порядке эти ставки увеличивать. Мы, например, уже больше месяца не можем найти компромиссное решение, устраивающее обе стороны, и это тормозит закупку оборудования, которое мы не можем приобрести за счет собственных средств.

Трудности с кредитованием - одна из главных проблем, препятствующих развитию производства в России. Думаю, государству следует обратить на эту проблему пристальное внимание и смягчить условия получения кредитов для производителей, выпускающих наукоемкую продукцию.

Какие еще трудности приходится преодолевать предприятиям, выпускающим продукцию для ведомств силового блока?

Леонид Никулин: Для планирования деятельности любых предприятий, а особенно работающих в интересах минобороны, МЧС и других силовых структур, было бы очень полезно заключение контрактов не на один год, а хотя бы на три-пять лет. Любой производственник подтвердит, что долгосрочные контракты дают стабильность и возможность своевременно перестроиться, если необходимы какие-то изменения. При заключении контрактов на год несколько месяцев теряется на их подготовку, и предприятие все это время находится в "подвешенном" состоянии. А когда документы подписаны, оно вынуждено работать в авральном режиме, чтобы наверстать упущенные сроки. Более длительные сроки контрактов позволили бы работать в ровном ритме. Кроме того, желательно заключать прямые контракты, не через посредников, особенно когда речь идет о крупных поставках.