Мнение российской стороны поменялось довольно быстро: еще 1 сентября глава Минэнерго России Александр Новак заявлял, что текущие цены на нефть в районе 50 долларов вполне приемлемы, поэтому ограничивать добычу сейчас нецелесообразно. 5 сентября это же подтвердил министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалех. Однако спустя несколько часов Александр Новак уточнил: РФ все же готова присоединиться к заморозке, если цены вновь начнут неуклонно падать.
По его словам, сейчас обсуждается несколько вариантов: ограничение добычи на уровнях июля, августа или сентября 2016 года, срок - от трех месяцев и более, состав участников - ОПЕК и другие, не входящие в картель страны, а также, вероятно, Иран (по достижении досанкционного уровня добычи). Среди обсуждаемых мер, по словам Александра Новака, фигурирует сокращение производства нефти.
После неудавшихся переговоров о заморозке в Дохе (Катар) в апреле 2016 года рынок стал скептически относиться к заявлениям всех участников встречи, однако слова о сокращении добычи он не смог пропустить, как и упомянутое Владимиром Путиным желание поддержать заморозку добычи и увидеть цены "чуть повыше". За счет этого в начале недели баррель Brent (ноябрьский фьючерс) вырос более чем на пять процентов - выше отметки 49 долларов, но вскоре вновь опустился до 47.
Эксперты склонны полагать, что даже если на заморозку пойдут РФ, Саудовская Аравия и Венесуэла (25 процентов мировой нефтедобычи), то это вряд ли изменит положение дел. Перезапуск переговоров России с Саудовской Аравией - это скорее политический шаг, который поможет убедить рынок, что саудиты не будут больше "вертеть носом", как на апрельской встрече, и обоснует ожидаемое проседание уровня добычи в России к концу года. "По факту это соглашение о добрососедстве нечто общее, что не предполагает реальных шагов, - замечает доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов. - Полагаю, что даже после неформальной встречи членов ОПЕК с РФ в Алжире (пройдет 26-28 сентября. - Прим. ред.) на физическом рынке, то есть балансе спроса и предложения, результаты переговоров не скажутся. Нам стоит ждать средней цены по году ниже 50 долларов".
Кроме того, довольно серьезный иммунитет к цене барреля "40 плюс" продемонстрировал в последние месяцы сланцевый сектор в США. Практика показала, что наращивать бурение в этой ситуации им не так сложно, а значит, если Россия и страны ОПЕК решатся на заморозку, игроки за океаном возьмут свое.
В 2015 году в течение ноября-декабря российские нефтедобывающие компании сильно увеличили добычу. Если осенью минэнерго прогнозировало выход на 530 миллионов тонн по году, то реальный прирост обеспечил все 534 миллиона тонн. В этом году ситуация может измениться: наработки за период "сытых" лет уже вовлечены в эксплуатацию, новые крупные месторождения не запускаются, а выход на Арктический шельф, по большому счету, отложен, замечает Капитонов. Получается, если соглашение о заморозке все же будет подписано, то Россия при падении объемов производства сможет как минимум сохранить лицо.