Тон работе парламента задал спикер Андрей Парубий, закативший с трибуны натуральную истерику. В этой сбивчивой речи отразились страхи украинского националиста перед российскими учениями "Кавказ 2016", и грядущей неизбежной "российской агрессией". Боится спикер и украинских СМИ, в рядах которых рассмотрел "сеть информационных каналов подконтрольных государству-агрессору". К таким каналам, Парубий, очевидно, относит и "Интер", уничтожаемый сегодня его идеологическими союзниками. Отвлечься от своих фобий у Парубия получилось только при воспоминании о "киборгах" и других успехах украинского ВПК, по мнению военных экспертов - мнимых.
Речь эта, в силу известных дефектов дикции оратора, получилась не длинной, но смогла разогреть депутатскую аудиторию перед обращением президента Порошенко, которое стало достойным продолжением эстафеты. О "российской агрессии" глава Украины вспомнил уже во втором абзаце своего выступления, и с этого момента милитаристский дух уже Порошенко не покидал. Больше половины обращения к депутатам он посвятил войне, прошедшему военному параду, будущему военному бюджету, военно-промышленным перспективам и проблемам военного строительства. Резюмируя эту часть он заявил, что перспектива вступления Украины в НАТО близка как никогда, и сравнил эту идею одновременно со стрелкой компаса и "незыблемой Полярной звездой".
Кульминация же наступила, когда Порошенко перешел к теме Донбасса и Минских соглашений, исполнять которые, явно не намерен. "Второго чтения конституционных изменений (принятия особого статуса Донбасса. - Прим. "РГ"), призрак которых постоянно блуждал по этому залу, не произошло, как вы видите. И не произойдет, пока для того не созреют подходящие условия. Без вас не произойдет ни изменения Конституции, ни закона про местные выборы на части Донбасса, ни одного другого стратегического шага", - утверждал Порошенко. По сути, украинский президент перечислил все пункты Минских соглашений, исполнения которых от него второй год безуспешно добиваются участники "нормандской четверки" - Париж, Берлин и Москва. И с нежеланием исполнять которые, по сути, связана начинающаяся внешнеполитическая изоляция Киева - какие бы дифирамбы не пел Порошенко в адрес украинского МИДа, демонстративный отказ в приглашении на саммит "Большой двадцатки", последовавший вопреки всем усилиям украинской дипломатии, - лишнее тому подтверждение.
Развивая мысль о фактическом отказе Киева исполнять "Минск-2", Порошенко одновременно дал гневную отповедь украинским политикам, предлагающим отказаться от Донбасса - мол, тезис "мир в обмен на территории", - для него "философски не приемлем". И здесь интересно, кому главный украинский философ адресовал эту часть речи. Дело в том, что про некий всеукраинский референдум о статусе Крыма и Донбасса на этой неделе начали рассуждать первые лица фракции "Народный фронт" - единственные на сегодняшний день союзники "Блока Петра Порошенко" в Верховной Раде. Расхожей исторической цитатой - "Ничего не поняли, ничему не научились" - можно описать и сетования Порошенко на потерю украинским бюджетом 15 миллиардов долларов из-за введения Киевом торговых санкций против России и ответного российского эмбарго. По хорошему счету, этой характеристикой, данной в XIX веке французской монархии, сегодня, в XXI веке, целиком описывается образ мысли и действия новейшей украинской демократии и ее первых лиц.