06.09.2016 11:40
    Поделиться

    Что мешает воронежским фермерам захватить арбузный рынок

    С середины лета в Воронеже вовсю торгуют "арбузами из Петропавловки" - на юге области бахча, пусть и маленькая, есть у многих селян. На деле, по словам знатоков, ягоды на рынке зачастую краснодарские или волгоградские. Почему петропавловский арбуз, способный стать одним из гастрономических брендов региона, редко доходит до городского покупателя, выясняла корреспондент "РГ".

    Коварные просторы

    Воронежское бахчеводство исторически развивалось близ границы с Украиной, Ростовской и Волгоградской областями - благодаря песчаным почвам и жаркому лету. Когда-то арбузы и дыни здесь сеял каждый колхоз. В лидерах ходили хозяйства Петропавловского района: считалось, что ягоды там самые вкусные. Так "бренд" и закрепился.

    - У вас в Воронеже якобы наши арбузы с начала июля продавать стали, хотя они только к августу пошли. "Маскировали" кубанские ягоды ранних сортов - чтобы лучше расходились, по 30 с лишним рублей за килограмм! - посмеиваются петропавловцы. - Это как с картофелем, за которым сюда в 1990-е ростовчане ездили. Все знали, что лучшая картошка для варки - в селе Пески. Ну и другую тоже продавали под этим названием.

    В середине прошлого века незаурядный председатель одного петропавловского колхоза распахивал идеальные для бахчевых залежные земли и умудрялся отправлять арбузы не только грузовиками в Москву, но и вагонами на Дальний Восток. Теперь о такой логистике можно лишь мечтать.

    - От Петропавловки до столицы региона - 240 километров. Из-за больших расходов на транспортировку арбузы становятся неконкурентоспособными по цене, - рассказал замглавы Петропавловского района - начальник отдела по развитию АПК Владимир Сыроватский. - Волгоградские производители от мегаполисов тоже далеко, но у них ягоды начинают созревать немного раньше. Когда наши подтягиваются, на рынке уже предложений море - и цены падают. В этом году мы начинали с 20 рублей за килограмм, а съехали чуть ли не до трех (при крупном опте. - Прим. "РГ").

    Для торговли местной продукцией в Воронеже предназначался Центральный рынок, однако на ценниках арбузов там значится Астрахань. Или ничего не значится, и продавцам, плохо владеющим русским, остается разводить руками. Компания (один из ведущих поставщиков фруктов и овощей в Черноземье, работает как с торговыми сетями и общепитом, так и через свою розничную сеть "Грядка") реализует арбузы из трех регионов - ягоды созревают в разное время, что позволяет поддерживать стабильный ассортимент.

    - Летом-осенью сотрудничаем с производителями из Астраханской, Ростовской и Воронежской областей (последнюю представляет ИП из Калачеевского района). Зимой для экзотики завозим арбузы, из Бразилии или Египта, - сообщил менеджер коммерческого отдела Евгений Пугин. - Основной критерий - не удаленность, а качество. У арбузов из южных регионов России, как правило, сахаристость повыше, чем у воронежских.

    В землю или в банку?

    По мере потепления климата в борьбу за кошелек "арбузоманов" включаются многие районы области. В Петропавловском бахчеводством занято два сельхозпредприятия, 18 КФХ и 213 ЛПХ. Их общий сбор - на уровне пяти-шести тысяч тонн (в стоимостном выражении это полпроцента валового продукта в районе).

    - Добрая половина урожая остается в полях - при жаре в 30-40 градусов ягоды "горят". А то, что уцелело, не всегда продается. Товар скоропортящийся, спрос сильно зависит от погоды. Чуть прохладнее сделается - все, перестают арбузы брать, - пояснил Сыроватский. - Конечно, наши фермеры сдают свою продукцию перекупщикам, в том числе из других регионов. Но мы не можем отследить, куда товар в итоге поступает. Определенности со сбытом нет, вдобавок погода капризничает (в этом году ранние сорта бахчевых пересевали из-за дождей). Поэтому площадь, занятая арбузами, от лета к лету меняется. Если плохой выдастся сезон - на будущий год меньше сеют, и наоборот. В 2015-м было 528 гектаров, сейчас на 16 процентов больше, и урожайность выше.

    Добрая половина урожая остается в полях - при жаре в 30-40 градусов ягоды "горят"

    Для подстраховки петропавловцы выращивают разные культуры, однако и с ними в зоне рискованного земледелия нельзя быть уверенным в успехе. Урожайность пшеницы, например, здесь ниже средней по региону. А некоторые земли и вовсе не подходят ни для чего, кроме бахчевых.

    - Недавняя кадастровая оценка показала, что самые дешевые в области участки - на территории нашего бывшего колхоза "Тихий Дон". Песок, неудобья. Тем не менее и они используются - как раз под арбузы, - отметил руководитель районного отдела экономики, управления муниципальным имуществом и земельных отношений Владимир Дегтярев. - Их бы могли больше сеять, если б реализация наладилась. Ведь при правильном хранении арбузы могут и до Нового года спокойно долежать. У нас же они продаются в основном в августе. В сентябре-октябре местные жители берут мешками маленькие ягоды на засолку. Кто-то цукаты еще делает, вываривая арбузные корочки в сахаре. К сожалению, переработка у нас только кустарная, для себя.

    В районе разработан инвестпроект по промышленному производству арбузного варенья и цукатов. Но цена вопроса - десятки миллионов рублей. Райпо такие расходы не потянет, потенциальные партнеры пока не объявлялись. Отпугивает все та же удаленность от крупных рынков сбыта.

    Задача на скорость

    Вот и выкручиваются аграрии как умеют. Глава КФХ Андрей Бортников занимается арбузами уже 17 лет - начинал на огороде, потом арендовал паи у земляков:

    - Я б и расширился, но всю землю уже разобрали. В селе человек десять нас, у кого бахчи. Продает каждый сам. За семенами в Волгоградскую область ездим - в Быкове селекционная станция хорошая, каждый год появляются новые районированные сорта. Кто-то астраханскую селекцию предпочитает, кто-то в Миллерове закупается. Но в принципе сорта у всех одинаковые. На вид вы не отличите петропавловский арбуз от волгоградского или краснодарского. А на вкус… я только кубанские пробовал - наши вкуснее. Сама культура трудоемкая, но нельзя сказать, чтобы мы с ней больше всех страдали: овощи тоже руками полоть надо. Нервов много. Вовремя не продал - все, терпи убытки. Прошлым летом продал урожай почти целиком - тонн 150. А был год, когда все в поле осталось. Три-четыре недели зрелый арбуз в поле полежит, а потом портится. В ход идет дискатор - считай, что удобрение вырастил. Или корм для скота. Консервировать на продажу мы не беремся, хотя это и выгодное дело: ягоды на засолку покупают по 2,5 рубля за килограмм, а продают готовые по 80.

    В "высокий сезон" фермер ночью караулит бахчу, с семи утра и дотемна дежурит на обочине. Штук пять продаст, и то ладно. Притом, что все документы на товар оформлены, у продавца медкнижка… Иногда к бахче сворачивают транзитные путешественники - те, кто едет на юг или обратно в Поволжье, на Урал. Чаще объявляются постоянные клиенты из соседних районов: семьи кооперируются и затариваются в складчину. Звонят и перекупщики. Объявления в Интернете, по словам Бортникова, особого эффекта не дают, в отличие от "сарафанного радио".

    - За крупными партиями к нам не едут. Бывают заказы на три-пять тонн, но чаще берут от одной до трех. Впрочем, нам самим так легче собрать и подготовить ягоды, - добавил глава КФХ Николай Леонов. - Много клиентов из Калача. Из окрестных сел люди покупают по пять-десять штук - себе или на гостинец родным. Раз возьмут, через несколько дней опять приезжают. Передаем арбузы для Бутурлиновского детдома… Что не продано - овечки съедят, у нас их 200 с лишним голов, да еще строим корпуса для КРС. Процентов 30-40 бахчевых у нас разбирают по более-менее выгодной цене. Сегодня арбузы идут мелким оптом в пределах десяти рублей за килограмм, если побольше партия - то 7-8.

    Рабочих рук на бахче требуется немало. И для села это дополнительный плюс, пусть и сезонный. Наемные рабочие сторожат ягоды от непрошеных гостей и птиц, укрывают или переворачивают после дождя, следят за завязью.

    - Грузчик должен уметь по цвету кожуры и сухости ключки (усика напротив арбузного "хвоста") определить спелость плода - чтобы не наклоняться зря и не срывать что попало, - подчеркнул Леонов. - Каждый день у нас работает человек пять односельчан, а если приходит машина от заказчика, то и десять собираем. Все сильные ребята: попробуйте-ка пять-семь тонн быстро перекидать! За тонну грузчик получает 500 рублей, в день может заработать три тысячи.

    Глядя в будущее

    Теоретически петропавловцы могли бы сами отвозить товар в логистические центры и перекупщикам. Но для этого надо иметь свой транспорт. Да и закупочные цены на месте могут оказаться ниже, чем на полях. Изучать конъюнктуру рынка, заводить полезные связи из Петропавловки тоже сложно. Идеальным вариантом были бы фьючерсные контракты.

    - Тогда мы могли бы спланировать и объемы производства, и сортовой состав. Но в России этот механизм пока не развит. Даже по зерну почти никто не заключает договоры на будущее, - посетовал Николай Леонов. - Да и организации, которые занимаются закупками, постоянно меняются.

    Специальной господдержки для бахчеводов в Воронежской области нет. Фермеры пользуются обычными субсидиями для закупки семян и удобрений, восстановления плодородия почв. Правда, собирать для этого документы при небольших посевных площадях подчас нет смысла. Стоимость пакета бумаг может быть выше, чем размер выплаты.

    Так или иначе, петропавловцы не унывают. Гордятся тем, что выращивают арбузы без полива и вредной "химии", охотно едят их сами вместе с детьми. А дети, отучившись в городе, порой возвращаются на малую родину продолжать отцовское дело.

    Поделиться