06.09.2016 11:50
    Поделиться

    Воронежские мамы узнали, как делать деньги

    Бизнес-тренинг для женщин с детьми, которые хотят открыть свое дело, провели в Воронеже московские эксперты при поддержке Корпорации МСП и "ОПОРЫ России". По итогам обучения два лучших проекта получили по 100 тысяч рублей. Остальные - доступ к льготным займам и понимание того, зачем "разбалтывать" свою идею и почему не стоит шить розовые рюкзачки.

    За последние полгода воронежские матери заметно активизировались. Устраивали то уличные фестивали, чтобы вырваться из рутины, то пикник с бизнес-леди, чтобы перенять их опыт. Теперь в городе стартовала федеральная программа "Мама-предприниматель" - обучение прошли женщины, которые воспитывают детей до 18 лет.

    Любопытно, что львиная доля участниц заранее знала, на чем и как хочет строить бизнес: в декретном отпуске есть время подумать над тем, что тебе интересно. Четверть ранее вела собственное дело и ощутила нехватку знаний и навыков. И лишь каждая десятая указала в заявке, что нуждается еще и в деньгах.

    - Судя по опросам, женщинам, которые не хотят опять выходить на наемную работу, порой просто непонятно, с чего и как начать бизнес. И вот пять дней в Воронеже их учили генерировать, оценивать и обсчитывать идеи. Ведь стандартные желания декретниц - открыть детский развивающий центр, вязать браслетики из бисера или шить какие-нибудь розовые рюкзачки. Но эти предложения абсолютно не уникальны, с ними сложно выйти на рынок. Важно вовремя поменять ход мысли: не "я хочу делать то-то", а "я вижу на рынке проблему и знаю, как ее решить". Во время обучения многие отказались от исходных задумок, - отметила куратор программы в Воронеже Тамара Найденова.

    Впрочем, в финал вышло немало типично "мамских" бизнес-проектов. Тайм-кафе для женщин с детьми (первые общаются, вторые ползают рядом), любительский театр со школой аниматоров, частный кабинет педиатра-диетолога… Одна из участниц предложила оборудовать в Воронеже "Босиком-парк" для профилактики плоскостопия у малышей и брать плату за вход. По ее расчетам, это поможет клиентам сэкономить на ортопедической обуви. Молодая мама предусмотрела и дачный вариант своего парка. Правда, заложила рентабельность в 200 процентов.

    Авторам досталась порция здоровой критики от бизнесменов и возможность побороться за займы из областного Фонда поддержки малого предпринимательства. Ведь на нуждах детей и их родителей реально можно заработать. Оба гранта жюри присудило именно проектам из этой категории - IT-школе для подростков и экскурсионному бюро для младшеклассников.

    - Я фрилансер, специалист по СЕО и интернет-маркетингу. С мыслью обучать детей 9-15 лет азам компьютерного дизайна и программирования ношусь давно: дочь интересуется моей работой, да и вообще новое поколение "зависает" в гаджетах. Почему бы не направить эту тягу в мирное русло? В других городах IT-школы уже есть. Я решила сделать нечто подобное в Воронеже на базе образовательного центра с хорошей сетью филиалов, - пояснила Ярослава Бережная. - У меня уже есть костяк команды - программист и дизайнер с опытом работы с детьми. Идею мы обсуждали со школой иностранных языков, пора переходить к действиям. Конечно, грант маловат для стартового капитала. Но благодаря программе "Мама-предприниматель" я знаю, где и что мне искать, где найти наставника.

    Гранты присудили IT-школе для подростков и экскурсионному бюро для младшеклассников

    Проводить экскурсии для школьников с первого по шестой класс придумали Алина Гунькова, Наталья Захарова и Вера Иванова - спонтанно, за считаные дни во время обучения, куда первые две девушки (экономист и психолог) пришли испытать себя, а третья - как бизнес-тренер. Перебрав несколько вариантов вроде открытия кофейни или ресторана, они остановились на организации поездок на разнообразные предприятия Воронежа. Дети, ориентировочно с первого по шестой класс, увидят, чем занимаются на работе эти скучные взрослые. И смогут более осознанно выбирать будущую профессию.

    - Для старта мы используем личные деньги - чтобы зарегистрировать фирму и напечатать листовки. А дальше будем заводить связи в родительских комитетах школ. Конечно, на рынке есть конкуренты, но мы надеемся их обойти за счет нетрадиционного формата экскурсий. Уже поступило несколько предложений от государственных и коммерческих организаций, которые готовы не только раскрыть детям свою "кухню", но и доплатить нам за такую возможность, - рассказала Алина Гунькова.

    Часть конкурсанток планирует развивать то направление, в котором работала до декрета, например промышленное проектирование или монтаж натяжных потолков. Галина Енютина хочет открыть в Воронеже центр подготовки к ЕГЭ по аналогии с тем, что был у нее до 2014 года в Донецке. Правда, для этого ей нужен партнер, согласный вложить свои средства в обмен на 25 процентов будущей прибыли. Приехавшая из Латвии Елена Куранова тоже пошла проторенным путем - продает универсальные подарочные карты.

    А вот Евгения Игнатова, несмотря на скепсис некоторых членов жюри, твердо намерена создать востребованное по всей России мобильное приложение для поиска специалистов event-сферы, фото- и видеооператоров, аниматоров и площадок для различных мероприятий. За подобными сервисами будущее, уверена девушка, смело расписавшая расходы (11 миллионов рублей в год на маркетинг). По ее расчетам, такой продукт может охватить 54 миллиона человек.

    Прямая речь

    Сергей Наумов, председатель воронежского союза предпринимателей "ОПОРА":

    - Примерно пятая часть проектов, которые девчонки представили, - очень сырые. Там слабо просчитаны сами идеи. Скажем, кроличья ферма - воронежскому потребителю пока не нужно столько этого мяса. Если уж пытаться выйти на рынок, то не через торговые сети, а по типу фермерских поставок на дом. У многих авторов с амбициями перебор: хотят достичь окупаемости в рекордные сроки, с ходу "завоевать" весь город или даже страну… Ну да ладно, мы все через это проходили. Важно стойко перенести неудачи и разобраться: это я ошибся или сам проект плох? К сожалению, основная масса еще и не может убедительно его описать, "продать" свою идею. Этому надо учиться в первую очередь.

    Тамара Найденова, руководитель проекта "Молодежный бизнес России" госфонда поддержки малого предпринимательства Воронежской области:

    - Всем мамам, прошедшим тренинг, мы обеспечим сопровождение проектов - как минимум в первый год реализации. Поможем доработать бизнес-планы и приобрести навыки управления, выделим наставников из числа успешных предпринимателей. Кроме того, наш фонд предоставляет льготные займы для стартапов. За семь лет мы поддержали около трехсот проектов, большинство из них касается сферы услуг и торговли. Чисто "мамских" среди них не так много, но вот женщин среди заявителей - около 45 процентов. Вообще мы "портим" статистику: в мире лишь каждый десятый стартап доживает до конца первого года, у нас же 85 процентов доживают до конца третьего.

    Вероника Пешкова, бизнес-тренер, член правления комитета по развитию женского предпринимательства "ОПОРЫ России":

    - Молодым мамам, которые раздумывают над открытием своего дела, мы прежде всего стараемся передать лучшие наработки в управленческой психологии. Кто-то в итоге осознает: "Мне предпринимателем не быть". Это нормально. Если для мягкой и доброй девушки важно прежде всего оставаться "пушистой", получать одобрение от окружающих - то и не надо ей в бизнес! Прозвучит грубо, но: предпринимателя все ненавидят. Поставщики и клиенты обязательно найдут к чему придраться. Нужно быть к этому морально готовой, уметь держать удар. Иногда женщина не решается открыть совместный бизнес с мужем, хотя именно это ей и подходит больше всего. Иногда боится рассказывать о своей идее - мол, ее тут же украдут. Ничего подобного. Напротив, люди со стороны могут дать очень дельные советы или предложить помощь. Начиная свое дело, нужно быть готовой работать 22 часа в сутки. И, конечно, не забывать, что главный бизнес-проект женщины - ее семья.

    Поделиться