Египет (точнее, египетская госкомпания GASC) считается крупнейшим покупателем пшеницы в мире и одним из ключевых импортеров российского зерна. Своего производства в стране практически нет, поэтому она сначала централизованно закупает зерно, а затем субсидирует своим гражданам покупку хлеба и некоторых других продуктов.
Однако начиная с прошлого года арабская республика чуть не осталась без хлеба. Несколько раз страна объявляла о том, что будет покупать зерно только с нулевым (то есть практически недостижимым) содержанием спорыньи. Этот грибок содержит алкалоиды и вреден для человека, но, по словам экспертов, добиться полного его отсутствия невозможно. Мировой и весьма строгий стандарт допускает примесь спорыньи 0,05 процента.
В середине июля вступил в силу приказ, допускающий ввоз в Египет из-за рубежа пшеницы, содержание спорыньи в которой не превышает 0,05 процента. В тот же день Египет провел первый в новом сезоне тендер. Страна решила приобрести 180 тысяч тонн пшеницы.
Но уже менее чем через месяц власти вновь ввели "нулевую ставку". 30 августа государственное зерновое агентство Египта GASC отменило международный тендер, так как на него была подана лишь одна заявка. На прошлой неделе в деловых кругах появилась информация, что Египет будет закупать зерно только в России, на Украине и почему-то в странах Прибалтики. Остальные поставщики, дескать, на египетском рынке себя дискредитировали. Дошло до того, что ведущие трейдеры в конце августа решили бойкотировать египетские государственные закупки.
Как говорит глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский, внятного объяснения поведению египетских властей нет. Предыдущие их попытки настаивать на нуле процентов спорыньи приводили к срыву поставок и выставлению трейдерами цен на 20 - 30 долларов выше рыночных.
Об этом говорит и исполнительный директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов.
- Есть много теорий относительно того, что происходит в этой стране. Одна из версий - межведомственный конфликт. Есть государственный агент по закупкам, есть минсельхоз и сельхознадзор. Именно последний определяет, пускать зерновые партии в страну или нет, - говорит эксперт.
По данным ведущих деловых СМИ мира, египетские власти сами пока не определились, каких требований им придерживаться. Один из чиновников сообщил, что решения будет приниматься "по факту торгов, задним числом".
Тем не менее даже скептики признают, что Россия при любом раскладе будет фаворитом египетских закупок.
- Думаю, что в ближайшие месяцы или даже недели мы увидим еще пару пробных "нулевых" тендеров. Потом начнутся открытые или кулуарные переговоры с самыми перспективными поставщиками - Россией и Украиной. Возможно, нам предложат беспрецедентные или льготные условия, если мы сделаем какие-то встречные шаги. Например, возвращение российских туристов. Если этого не произойдет, Египет ждет настоящий продовольственный и затем сразу же политический кризис, - говорит один из опрошенных "РГ" трейдеров, пожелавший остаться неназванным.
К сожалению, аналитики едины в одном: в новом сезоне высоких закупочных цен нашим аграриям ждать не следует.
В 2016 году наша страна может собрать рекордный за всю постсоветскую историю урожай, который превысит даже самые оптимистические весенние прогнозы. То есть не 100 - 105, а от 114 до 118 миллионов тонн зерна. В начале сентября намолочено около 90 миллионов тонн (в 2015 году - 69,3 миллиона) при урожайности 29,5 центнера с гектара (в 2015 году на эту дату было 27 центнеров). С учетом больших переходящих запасов в России и в мире, а также хорошего урожая в некоторых других странах, мировые цены могут и дальше обновлять исторический минимум.
Злочевский говорит, что при таком сценарии сельхозпроизводители войдут в убыточную зону. И даже не смогут выполнять свои кредитные обязательства.
Впрочем, отечественный АПК может сохранить доходность за счет повышения объема экспорта. Несмотря на нестабильную ситуацию на рынке, в 2016 году Россия уже перегнала страны Евросоюза, США и других крупных игроков по экспорту пшеницы за счет новых рынков сбыта.
- Объем экспорта из России стал самым большим в мире. Мы теперь продаем зерно даже в те страны, которые ранее никогда не покупали его в России. Так, мы "отняли" у США Мексику. На очереди Марокко и Алжир, которые обычно покупали зерно во Франции. Уже имеются соответствующие соглашения о поставках, - говорит главный редактор Южного аграрного агентства Станислав Смагин. - Кроме того, российским зерном впервые заинтересовались Индонезия, Мальта, Мали и Мьянма, ранее охотно покупавшие его у Австралии. За счет дешевого в долларах зерна и стоимости фрахта Россия сможет демпинговать и занять эти рынки надолго. Конечно, это случилось во многом по не зависящим от нас причинам - рубль упал, а большой валовый сбор достигнут за счет больших посевных площадей, но тем не менее.
Да и Египет все равно будет вынужден покупать у России.
"Никуда не денутся, страну кормить придется, а дешевле и лучше российского зерна им не найти" - такой консенсус-ответ дают уже донские и кубанские трейдеры.
- Конечно, демпинг не лучшая тактика с точки зрения долгосрочного развития бизнеса. Но других вариантов в этом сезоне у россиян нет, - резюмирует Станислав Смагин. - Накануне правительство приняло долгожданное решение об обнулении вывозных пошлин на зерно. Это даст дополнительный экономический стимул к экспорту.
Андрей Сизов более сдержан в оценках: "Отмена вывозной пошлины, конечно, позитивно отразится на рынке. Но вряд ли это окажет заметный долгосрочный эффект. Пошлина ощутима при цене зерна выше 13 тысяч рублей за тонну. Таких цен сейчас, конечно же, нет".
А по словам советника президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области Юрия Корнюша, стратегическая цель российской зерновой отрасли - максимизировать переработку внутри страны.
- В Ростовской области к 2020 году будет перерабатываться более двух миллионов тонн зерновых. На севере региона находится крупнейший в ЮФО и СКФО переработчик кукурузы, компания "Амилко". Завод производит крахмал, высокопротеиновые отруби, чистый глютен и зародыши кукурузного зерна. Компания до 2018 года увеличит закупки зерна более чем в два раза, с текущих 500 до 1000 - 1200 тонн в сутки, - говорит эксперт. - Еще один промышленный гигант - завод глубокой переработки пшеницы - строится сейчас в Волгодонске. Российско-немецкий консорциум намерен перерабатывать ежегодно сначала 500 тысяч, а потом миллион тонн зерновых в год. Полученные на производстве сложные аминокислоты применяются в пищевой промышленности и животноводстве. Вот такие продукты и должны производить россияне. Конечно, зарубежные конкуренты, особенно на Западе, будут всячески этому препятствовать. Но ведь в мире есть и другие страны, менее насыщенные и менее конкурентоспособные. На них и нужно сегодня сосредоточить усилия.