Перед началом биеннале RBTH поговорила с директором музея Александрой Саньковой.
Почему вы везете советский дизайн? Неужели современному дизайну нечего предъявить?
Александра Санькова: Есть коммерческие выставки, вроде недели дизайна, где все стараются показать современные изделия или концепты, которые только вышли или вот-вот появятся на рынке. Данное Биеннале - это международная площадка, где каждая страна стремится показать свои достяжения, свою историю. Это больше направлено на имидж, на демонстрацию каких-то интересных открытий.
На Венецианской архитектурной биеннале в этом году, например, тема российского павильона - ВДНХ. Конечно, у нас есть современные строения, но кураторы захотели показать, как возрождается этот уникальный архитектурный комплекс и какая у него интересная история.
Тогда почему именно советский дизайн, а не другой исторический период?
Александра Санькова: За рубежом многие думают, что в России сначала был авангард, а потом был некий провал, копирование западных образцов, а сразу после 90-х пришли западные бренды. Мы же хотели показать, что у нас был советский дизайн, даже целая система дизайна.
В западных странах в этом время была рыночная конкуренция и консьюмеризм: выпускали одну за одной новые марки машин и другие товары для продажи. У нас все же была плановая экономика, которая регулировалась государством. Было условно всего 3 марки автомобиля, 3 вида бидонов и 6 видов телефонов. Товаров народного потребления всегда не хватало, за всем стояли большие очереди, поэтому у нас дизайн развивался совершенно по другому пути. Наших дизайнеров никто не знал, при этом на западе дизайнеры были звездами, как актеры.
К тому же тема всей биеннале - утопия. И мы хотели рассказать об этой утопичной стороне советского дизайна - как много потрясающих футуристических проектов подготовлено во Всесоюзном научно-исследовательской институте технической эстетики (ВНИИТЭ). И эти разработки никогда не были выпущены в широкое производство, потому что просто не было такой производственной мощности.
Среди первоначальных концептов стенда мы разрабатывали идею показать всю историю утопических проектов от авангарда до наших дней, но мы не хотели, чтобы современные российские продукты были под шапкой "Утопия". Мы все же хотим, чтоб современный дизайн развивался и новые продукты доходили до производства.
Расскажите про экспонаты, есть ли среди них такие, которые опередили свое время?
Александра Санькова: Среди разработок ВНИИТЭ, которые мы покажем, были очень интересные - такие, как концепция перспективного электронного оснащения жилища Сфинкс. Она была разработана в отделе перспективного планирования.
Стоит отметить, что у всех этих проектов не было конкретных технических заданий. [В случае с компьютерной станцией, то что сейчас называют умный дом] заказчиком был Государственный комитет по науке и технике. Задача была сделать перспективный компьютер. Поэтому у станции Сфинкс были футуристические дисководы квадратной формы (еще для дискет), пульт дистанционного управления или, скажем, небольшие экранчики, которые можно было отделить от самой компьютерной станции. То есть то, что у нас сейчас - touch pad и мобильные телефоны - все это было предвосхищено уже тогда.
Вообще ВНИИТЭ были уникальны тем, что придумывали дизайн-программы на весь Советский Союз. Часть из них реализовывались как например БАМЗ (Дизайн-программа "Бытовая аппаратура магнитной записи" ) - производство магнитофонов, плееров - всего, что связано с электроникой. Но была программа, которая никогда не была реализована - ее мы тоже покажем в Лондоне. Это программа по переработке сырья и раздельному сбору отходов "Вторма".
Получается, что то, что сейчас есть на Западе, аналогичные проекты разрабатывались и в Советском Союзе. Дизайнеры ВНИИТЭ придумали не только фирменный стиль и место расположения баков, но очень красивую униформу мусорщиков и водителей мусоровозов, продумали весь путь утилизации отходов, как они будут применены после переработки. То есть это уже не дизайнмышление (design thinking), а дизайн процессов. Они придумали, как мотивировать людей разделять мусор.
Кроме того, во всех проектах они рассчитывали экономическую выгоду для государства.
Есть ли на выставке проекты, которые могли бы быть реализованы сегодня?
Александра Санькова: Я думаю, что с изменениями и дополнениями можно было бы применять все эти проекты. Во ВНИИТЭ был отдел теории и истории, а также отдел эргономики (изучение и улучшение условий труда, с целью оптимизировать производительность). Все принципы дизайна были очень глубоко разработаны не только эстетически и функционально, но и с точки зрения оптимизации процесса , повышения производительности.
На базе теоретических работ этих отделов можно было бы сейчас учитывать при разработке проектов. Они прописали многие базовые вещи, которые по крайней мере нужно включить в программу обучения для дизайнеров.
Мы уверены, что настал момент вспомнить об уникальном опыте ВНИИТЭ, его проектах и научных разработках, опережавших свое время. У советского дизайна есть свое лицо и своя история, которую мы хотим показать. Я считаю, что "школа" ВНИИТЭ заслужено занять достойное место в истории мирового дизайна