Библиотечка "РГ": Как не дать продавцам себя обмануть

По окончании срока депозита банк не продлил его, а по умолчанию перевел деньги на обычный счет с нулевыми процентами. Сразу же после покупки очков из них выпало стекло, но салон по продаже оптики отказался вставлять новое бесплатно. Магазин не принял назад проданное пальто, не подошедшее по размеру, так как покупатель уже срезал с него этикетку. Кто прав во всех этих случаях: продавец или покупатель? Как отстоять свои права и вернуть потраченные напрасно деньги? С подобными ситуациями мы сталкиваемся ежедневно, а то и несколько раз за день.

Ответы на многие вопросы можно найти в новом сборнике "Библиотечки "РГ". Это не просто публикация ключевого Закона РФ "О защите прав потребителей" со всеми свежими изменениями. Сборник дополнен подробным комментарием: закон разбирается постатейно, с примерами из жизни.

"Потребности населения в разных товарах и услугах обеспечивают торговля, производители, исполнители работ и услуг, - говорит автор сборника, завкафедрой Института гуманитарного образования и информтехнологий Сергей Гришаев. - Однако бизнес нередко навязывает нам выгодные только для себя условия при покупке товаров и услуг. Бывают, и нередко, случаи приобретения низкокачественных товаров, иногда они просто опасны для здоровья". Именно поэтому покупатель должен хорошо ориентироваться в потребительском законе, уметь сослаться на нужную статью - грамотное общение с продавцом помогает отстоять свои интересы и разрешить конфликт немедленно, "не отходя от кассы".

Иногда в магазинах предлагают наборы из нескольких товаров (например, перед праздниками в магазинах парфюмерии - так называемые подарки). Может ли покупатель не брать весь набор, если ему нужен только один товар?

Грамотное общение с продавцом помогает отстоять свои интересы сразу же, "не отходя от кассы"

- Да. Может. В Законе "О защите прав потребителей" прямо говорится: "Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)".

Таким образом, закон детализирует некоторые права потребителя, чтобы исключить злоупотребления со стороны продавца. Речь идет о праве свободного выбора: "объединять" в единый комплект пользующийся спросом товар с менее востребованным продавец, конечно, может, но отказывать в "раскомплектовании" покупателю, который хочет купить что-то одно, он не вправе.

В небольших магазинах, кафе иногда неохотно принимают банковские карты. А порой и вовсе отказывают, предлагая заплатить наличными. Обидно, отстояв очередь, остаться без покупки, если, к примеру, при себе нет наличных.

- Закон защищает покупателя. "Продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя".

Указание на национальную платежную систему введено в закон не случайно. Можно вспомнить трудности, возникшие у владельцев карт международных платежных систем Visa и MasterCard, когда из-за санкций операции с этими картами приостановили.

При этом надо учесть: принимать карты к оплате обязаны средние и мелкие предприятия. Микропредприятия с годовым доходом менее 120 млн рублей (размер установлен правительством на 2016 год) по закону от этой обязанности освобождены.

Могут ли продавцы устанавливать разную цену на один и тот же товар в зависимости от того, платит ли покупатель наличными или по безналу банковской картой?

- В законе прямо говорится: "Продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных или безналичных расчетов". Между продавцом и покупателем возникает публичный договор: продавец обязан продать товар или услуги каждому, кто к нему обратится. При этом согласно Гражданскому кодексу в публичном договоре цена на товар (услугу или работы) должна быть одинаковой. Но есть исключение: когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям, например, пенсионерам или держателям скидочных карт, выпущенных торговой сетью. В этом случае покупатели могут получить скидку на продаваемый товар, но ее размер не зависит от способа платежа: скидка будет одинаковой и при оплате банковской картой, и наличными деньгами в кассу магазина.

- После покупки обнаружилось, что сапоги с браком. При попытке обменять их на качественную пару выяснилось, что соответствующей модели и цвета в продаже уже нет. Продавец отказал в обмене на сапоги другой модели, более дешевые, предложив другие, дорогие, с доплатой. Прав ли продавец?

- Нет, не прав. Если в товаре обнаружены недостатки, потребитель имеет право по своему выбору:

потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы за товар.

Кстати

Какие еще вопросы рассматриваются в сборнике

  • Как изготовитель обеспечивает возможность ремонта и техобслуживания товара.
  • Какой может быть имущественная ответственность за вред, причиненный некачественным товаром.
  • Когда и как можно компенсировать моральный вред.
  • Как избежать ошибок и защитить себя, вернуть бракованный товар при дистанционной покупке - когда ее доставляет курьер или почта.
  • Чем отличается "недостаток" товара от "существенного недостатка", на что может рассчитывать покупатель в каждом случае.
  • Что делать, если исполнитель услуги срывает сроки по ее выполнению.
  • Какие государственные и общественные организации помогают потребителям.
  • Как правильно подготовиться к решению спорного вопроса в суде.