"То, что круизный туризм вырос, закономерно. Россияне по понятным причинам стали больше путешествовать по своей стране. Круиз позволяет экономить, за одну поездку можно посмотреть несколько регионов", - рассказал вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин.
В Ассоциации туроператоров России (АТОР) отмечают, что наибольшим спросом пользуются "круизы выходного дня" в Москве и Санкт-Петербурге и продолжительные туры по Поволжью. Причем если раньше круизы были больше востребованы у иностранцев, то сейчас каюты раскупаются россиянами. "Изюминкой этого лета стали путешествия по Карелии с посещением островов Кижи, Валаам, Коневец и Пеллотсари", - рассказал коммерческий директор одной из круизных компаний Андрей Смолин. По данным АТОР, услугами туроператоров по рекам воспользуются в этом сезоне порядка 250 тысяч человек. Из них около 35 тысяч - иностранцы. Растущие цифры по спросу россиян на путешествия по российским рекам - повод задуматься, что нужно сделать, чтобы набирающий ход круизный туризм не налетел на дамбы проблем, предупреждают эксперты.
Россия располагает 67 морскими портами. Но основные специализированные пассажирские порты находятся только в Санкт-Петербурге, Сочи, Ялте, Мурманске, Владивостоке. "На Дальнем Востоке нет ни одной причальной стенки, отвечающей техтребованиям по приему больших круизных судов", - приводятся данные в Национальном докладе, подготовленном к прошлогоднему заседанию президиума Госсовета по развитию туризма. При этом в России протяженная сеть внутренних водных путей - более 100 тысяч километров, есть куда плыть. Но сейчас большинство круизных маршрутов сосредоточено в европейской части страны. А историко-архитектурные комплексы на островах Валаам, Коневец и Кижском архипелаге доступны только с внутренних водных путей.
Почти 45 процентов речных и озерных кораблей эксплуатируется более 35 лет, 35 процентов морских пассажирских судов - более 30 лет.