07.09.2016 15:41
    Поделиться

    Неонацисты окопались на политической родине Ангелы Меркель

    На политической родине Ангелы Меркель, в земле Мекленбург-Передняя Померания, расположена маленькая деревушка Ямель. Всего 37 жителей, среди них 12 детей, одна улица. Вроде бы, тихое место. Настоящий край земли - на самом севере Германии, куда то и дело забегают только олени.

    Однако с 1991 года здесь, кстати, в самой бедной и неблагополучной земле ФРГ, расположенной на территории бывшей ГДР, обосновались неонацисты. История местечка после объединения Германия просто приводит в дрожь: вооруженные неонацисты, ксенофобская пропаганда, поджоги общежитий иммигрантов и беженцев.

    Правоэкстремисты в деревушке -  в явном большинстве. Бывший функционер Национал-демократической партии Германии Свен Крюгер скупил дома в деревеньке и продал их своим приспешникам. Главный лозунг и основная идея, которыми руководствуются нацисты: "Мигранты - вон из Германии".

    Кроме того, в Ямеле открыто прославляют Гитлера. На стенах домов написана аббревиатура "HH". Это - сокращение нацистского приветствия "Хайль Гитлер!". В середине деревушки стоит указатель расстояния до родного города фюрера Браунау. Дети ходят по деревне в одежде, очень похожей на военную.

    Буквы в стиле Третьего рейха, гриль в форме печи концентрационного лагеря. На заборе лозунг: "Деревенская община Ямель - свободная, социальная, национальная". В семи из десяти домов живут люди, поддерживающие правые и правоэкстремистские идеи.

    Как рассказала "РГ" журналистка Андреа Репке, Крюгер действовал в рамках стратегии НДПГ, планирующей собрать соратников в прямом и переносном смысле под одной крышей. "Эксперты не смогли вовремя оценить ситуацию, она нас просто застала врасплох", - признается моя коллега Андреа. По ее словам, тенденция целевой покупки недвижимости неонацистами продолжается уже двадцать лет. Это особенно видно на примере северо-востока Германии, куда переселяются правые экстремисты из западных земель. Здесь они чувствуют себя вольно. Ведь в Мекленбурге при самой низкой по Германии процентной доле иностранцев и мигрантов (3,7%) зарегистрированы самые явные расистские настроения и неонацистская, а также правоэкстремистская активность. Причины этого, по мнению экспертов, - социальная неустроенность, высокая безработица и плохая инфраструктура.

    Строить неонацистские деревни предлагал еще известный поклонник фюрера в современной ФРГ Удо Пастерс, долгое время руководивший земельной фракцией НДПГ. Он даже мечтал о своеобразных хозяйствах со своими экономическими структурами и соответствующе настроенной администрацией. Почему же правительство ФРГ ничего не предпринимало против этой стратегии? Как рассказала "РГ" представительница министерства юстиции, темой заседания кабмина или обсуждения на уровне минюста эта деревня никогда не была. Ведь правовой основой для запрета должны быть правоэкстремистские преступления. "А разве существование такой деревни - не пропаганда сама по себе?" - спросила я. На что последовал совет обратиться в местные органы федеральной земли, поскольку "этот вопрос не находится в компетенции минюста".

    Сотрудница министерства внутренних дел Мекленбурга-Передней Померании была более открытой в разговоре. "Это тема, о которой можно часами дискутировать. Однако пока нет реальных преступлений, мы не можем проявлять активность. Да, мы знаем, что там живут правоэкстремисты. Мы наблюдаем за ситуацией. Полиция, однако, имеет право вмешиваться лишь тогда, когда совершаются уголовные преступления или есть опасность их совершения. Кстати, Свен Крюгер уже отсидел свой срок. Однако даже в отношении неонацистов мы должны действовать в рамках правового государства. Но эта история всем известна, годами о ней интенсивно сообщают немецкие СМИ. То, что там происходит, не принимается нами как должное. Мы стараемся проводить агитацию силами Центрального ведомства по политическому воспитанию, в деревне проходят концерты знаменитостей", - рассказала "РГ" сотрудница министерства.

    Однако на деле все выглядит немного по-другому. Поскольку государство не могло остановить бесчинства неонацистов, в дело вмешались обычные граждане. Семейная пара гамбургских художников Биргит и Хорст Ломайер в 2004 году поселилась в деревушке, а с  2007 года они раз в год проводят рок-фестиваль "Ямель". Несмотря на угрозы, супруги Ломайер не испугались и превратили фестиваль в общефедеральное мероприятие против ксенофобии, расизма и правого экстремизма. В конце августа на сцену вышли исполнители популярной группы "Врачи". Зрители скандировали "долой нацистов", а солист группы Бела Б заявил, что он выступает за Германию без "свободных от правовых норм зон".

    Тем не менее деревня неонацистов существует. В 2011-м году щиток с указателем расстояния до Браунау был убран по приказу бургомистра, и районный административный суд принял решение: установка щитка противоправна из-за подстрекательства национальной розни. Однако в 2013 суд второй инстанции признал его допустимым.

    Семейная пара Ломайер все еще живет в состоянии постоянной угрозы. На выходных во время фестиваля пара экстремистов "лишь" проколола шины нескольких машин. В прошлом году был подожжен сарай на участке, где они живут. Преступники до сих пор не найдены.

    Поделиться