Новости

07.09.2016 23:14
Рубрика: Общество

Большая перемена

Новый министр образования: В школе надо учить и воспитывать
Сотрудница администрации президента Ольга Васильева 19 августа сменила Дмитрия Ливанова на посту министра образования и науки.
Министр Ольга Васильева пообещала пятидневку в школе, изменения в ЕГЭ и стандартах. Фото: Артем Геодакян/ТАСС Министр Ольга Васильева пообещала пятидневку в школе, изменения в ЕГЭ и стандартах. Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Министр Ольга Васильева пообещала пятидневку в школе, изменения в ЕГЭ и стандартах. Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Как только она приступила к исполнению своих обязанностей, сразу сделала несколько важных заявлений: коррекционные школы больше не станут закрываться, внеурочное время школы будут тратить на развивающие занятия, а не на натаскивание на ЕГЭ, при закрытии неэффективных вузов и филиалов учтут все нюансы, и каждый случай рассмотрят индивидуально.

Васильева особо подчеркнула, что никакого плана по закрытию вузов и филиалов нет, а прилагательное "жесткий" вряд ли можно применять к системе высшего образования и студентам.

Педагоги с этого года будут работать по стандартам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Не все школы пока к ней готовы, потому переход на стандарты пойдет поэтапно. В госпрограмму "Доступная среда" теперь включены и спецшколы, а значит, они получат дополнительные средства.

По мнению министра, регионы должны активнее привлекать в школы молодых педагогов, так, чтобы доля учителей со стажем и молодежи в наших школах была равной. Пока среди учителей преобладают те, кому за 40. Молодых педагогов у нас примерно столько же, сколько и в среднем в развитых странах. А вот доля учителей от 50 до 59 лет - почти 30%. Это гораздо выше, чем в странах, которые претендуют на лидерство в образовании. Как привлечь молодежь в школу? Например, льготными беспроцентными кредитами на жилье, как это сделали на Сахалине.

Чтобы дети больше времени проводили с родителями, все школы постепенно перейдут на пятидневку. "Это не касается 10 и 11 классов", - уточнила министр. Ясно, что сегодня пятидневка - пока несбыточная мечта для многих учеников и учителей. В России есть и вторая, и даже третья смена в школах. Особенно тяжелое положение на Северном Кавказе, в Приморье, в Крыму. И все из-за того, что остро не хватает учебных помещений. По плану минобрнауки через 2 года все школы должны отказаться от 3-й смены, а к 2025-му - от 2-й.

Кстати

Московские школьники теперь смогут пользоваться электронными браслетами. С сентября любая школа или сад, где внедрена система "Проход и питание", имеет право заменить электронные карты учеников на силиконовые браслеты. С их помощью дети будут проходить в здание и покупать еду в столовой и буфете.

Браслет - аналог электронной карты школьника. На выбор ученикам предложат 11 расцветок. Главное достоинство браслета в том, что его гораздо труднее потерять, чем карту.

Мнения

Патриарх Кирилл

- Думаю, у вас очень правильная позиция, правильное видение целей и задач, стоящих перед вами. Даже этот короткий рассказ свидетельствует о том, что многие годы вы размышляли на эти темы.

Сложившиеся конструктивные отношения министерства образования и науки с Русской православной церковью будут и впредь приносить добрые плоды на ниве просвещения.

Владимир Фортов, президент РАН

- Мы готовы к дружной работе с новым министром, есть надежда, что теперь реформа будет идти более взвешенно. Ольга Васильева - гуманитарный человек, а гуманитарный блок у нас подвис по ходу реформ.

Диана Гурцкая, заслуженная артистка России, член Общественной палаты

- К сожалению, последние годы не было должного внимания к дефектологам и специалистам по коррекционной педагогике. Но с приходом Ольги Васильевой на должность министра образования ситуация, надеюсь, будет качественно иной. Я хорошо знаю ее профессионализм в этой сфере по совместной работе в комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, где она возглавляет рабочую группу по образованию. И она уже обозначила в качестве одного из приоритетов своей деятельности именно образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Федеральный стандарт для детей с ограниченными возможностями, безусловно, вещь своевременная и нужная.

Мои приоритеты

Ольга Васильева, министр образования и науки

- Для меня как человека, который занялся этой очень сложной и важной работой, есть приоритеты. Как известно, образование - это обучение и воспитание. Школа на протяжении всей истории человечества всегда формировала личность человека.

Самый большой приоритет - воспитание человека, у которого есть нравственный стержень, для которого небезразличны понятия нравственность, доброта, любовь, уважение к старшим, забота о старших.

Из нашего языка, к сожалению, почти ушли слова милосердие и сострадание. А мне очень важно, чтобы маленький человек - ребенок - благодаря труду учителя стал личностью. Поэтому я считаю, что учитель, как врач или священник, - это служение, призвание, и понятие "услуга" должно уйти из общественного сознания.

Благодаря учителю маленького человека можно приучить к трудолюбию. Об этом мы тоже перестали говорить. Именно благодаря подвигу учителя, его нравственным идеалам ученик идет во взрослую жизнь и принимает ее достойно со всеми ее сложностями. Возникает вопрос, как это сделать? Лучшее, что у нас было и есть, - это кладезь русской литературы. Ничто не учит лучше человека этим самым нравственным качествам, чем литература. Наша задача - дать ему то, что получали другие поколения, учить истории и традиции, потому что традицией зиждется наша будущая жизнь. Сегодня ребенок - завтра гражданин, и вся ответственность лежит на учителе. Поэтому я не раз заявляла, что главное - забота об учителе, о вузовских преподавателях, педагогах в колледжах. Мне кажется, что одна из первоочередных задач - освободить учителей от большого количества бюрократических отчетов. Учитель должен заниматься своим творчеством - прекрасным, сложным, требующим много сил.

Еще одна задача - формирование единого образовательного пространства. Должен быть очень четко обозначен базис по каждой дисциплине, а также разработаны углубленные курсы. Недопустимо, чтобы в Калининграде мы начинали учить одно, а потом, случайно оказавшись во Владивостоке, видели нестыковку. Я хочу сделать акцент на содержании учебных программ, ведь от того, какими будут программы, зависит и результат. Вот задачи, которые, на мой взгляд, стоят сейчас наиболее остро.

Цифры и факты

Сколько чего в России сейчас?

43 900 школ.

1 000 000 учителей.

3200 колледжей и техникумов.

896 вузов и 1080 филиалов.

Что появится в скором времени?

1027 новых детских садов.

185 новых школ.

Инфографика: Антон Переплетчиков / Ирина Ивойлова / РГ